Какие методы синтеза звука используются в звуковых платах?
Сейчас таких методов два:
WT (WaveTable - таблица волн) - воспроизведение заранее записан-
ных в цифровом виде звучаний - самплов (samples). Инструменты
с
малой длительностью звучания обычно записываются
полностью, а
для остальных может записываться лишь начало/конец звука
и не-
большая "средняя" часть, которая затем проигрывается в
цикле в
течение нужного времени. Для изменения высоты звука
оцифровка
проигрывается с разной скоростью, а чтобы при этом сильно не из-
менялся характер звучания - инструменты составляются из несколь-
ких фрагментов для разных диапазонов нот. В сложных синтезаторах
используется параллельное проигрывание нескольких самплов на од-
ну ноту и дополнительная обработка звука (модуляция, фильтрова-
ние, различные "оживляющие" эффекты и т.п.). Большинство
плат
содержит встроенный набор инструментов в ПЗУ, некоторые
платы
позволяют дополнительно загружать собственные инструменты в ОЗУ,
а платы семейства GUS (кроме GUS PnP) содержат только ОЗУ и на-
бор стандартных инструментов на диске.
Достоинства метода - предельная реалистичность звучания класси-
ческих инструментов и простота получения звука. Недостатки - на-
личие жесткого набора заранее подготовленных тембров, многие па-
раметры которых нельзя изменять в реальном времени, большие объ-
емы памяти для самплов (иногда - до мегабайт на
инструмент),
различия в звучаниях разных синтезаторов из-за разных
наборов
стандартных инструментов.
Надо заметить, что в большинстве музыкальных плат, для которых
заявлен метод синтеза WT, в том числе - наиболее популярных се-
мейств GUS и AWE32, на самом деле реализован
более старый и
простой "самплерный" метод, поскольку звук в них формируется
из
непрерывных во времени самплов, отчего атака и затухание
звука
звучат всегда с одинаковой длительностью, и только средняя часть
может быть произвольной длительности. В "настоящем" WT звук фор-
мируется как из параллельных, так и из последовательных
учас-
тков, что дает значительно большее разнообразие, а главное - вы-
разительность звуков.
FM (Frequency Modulation - частотная модуляция) - синтез при по-
мощи нескольких генераторов сигнала (обычно синусоидального)
со
взаимной модуляцией. Каждый генератор снабжается схемой управле-
ния частотой и амплитудой сигнала и образует "оператор" - базо-
вую единицу синтеза. Чаще всего в звуковых картах
применяется
2-операторный (OPL2) синтез и иногда - 4-операторный (OPL3) (хо-
тя большинство карт поддерживает режим OPL3, стандартное
прог-
раммное обеспечение для совместимости программирует их в режиме
OPL2). Схема соединения операторов (алгоритм) и параметры каждо-
го оператора (частота, амплитуда и закон их изменения во време-
ни) определяет тембр звучания; количество операторов и
степень
тонкости управления ими определяет предельное количество синте-
зируемых тембров.
Достоинства метода - отсутствие заранее записанных звуков и па-
мяти для них, большое разнообразие получаемых звучаний, повторя-
емость тембров на различных картах с совместимыми синтезаторами.
Недостатки - очень малое количество "благозвучных"
тембров во
всем возможном диапазоне звучаний, отсутствие какого-либо алго-
ритма для их поиска, крайне грубая имитация звучания
реальных
инструментов, сложность реализации тонкого управления оператора-
ми, из-за чего в звуковых картах используется сильно упрощенная
схема со значительно меньшим диапазоном возможных звучаний.
При использовании в музыке звучаний реальных инструментов
для
синтеза лучше всего подходит метод WT; для создания
же новых
тембров более удобен FM, хотя возможности FM-синтезаторов звуко-
вых карт сильно ограничены из-за своей простоты.
Что такое MIDI?
Musical Instrument Digital Interface - цифровой интерфейс музы-
кальных инструментов. Разработан в 1982 г. группой ведущих про-
изводителей электронных инструментов для унификации методов уп-
равления ими и объединения нескольких инструментов в единую сис-
тему.
Под MIDI понимается как способ соединения инструментов - кабели,
разъемы, способ передачи сигналов - так и набор команд-сообще-
ний, передаваемых между инструментами. Большинство сообщений пе-
редается в реальном времени и отражает воздействия исполнителя
на клавиатуру, педали, регуляторы и прочие органы управления ин-
струментом. Прочие сообщения служат для установки общих режимов
работы инструмента, переноса параметров звука, оцифровок, парти-
тур и т.п.
В настоящее время MIDI является обязательным интерфейсом любого
электронного инструмента и стандартным интерфейсом в музыкальных
студиях. С его помощью соединяются не только музыкальные инстру-
менты, но и средства записи, воспроизведения и обработки звука,
вспомогательная аппаратура. Синтезаторы звуковых карт также уп-
равляются по MIDI - аппаратно или с помощью программного драйве-
ра-интерпретатора.
Важно понимать, что сам интерфейс MIDI никак не связан со звуча-
нием синтезатора - он позволяет только универсальным
способом
управлять его работой, а параметры звучания определяются
кон-
струкцией самого синтезатора.
Что такое GM, GS и XG?
GM (General MIDI - единый MIDI) - стандарт на
набор тембров
("инструментов") в музыкальных синтезаторах. Синтезатор в стан-
дарте GM обязан иметь 128 мелодических инструментов
(которыми
можно играть ноты разной высоты) в каналах 1..9 и 11..16,
и 46
ударных инструментов в канале 10 (своя нота для каждого инстру-
мента). Мелодический набор состоит из 16 групп инструментов (пи-
анино, органы, гитары, струнные, духовые, ударные и т.п.) по 8 в
каждой группе. За всеми инструментами закреплены номера (напри-
мер, Melodic 0 - Acoustic Grand Piano, Melodic 66 - Alto
Sax,
Percussion 35 - Acoustic Bass, Percussion 50 - High
Tom), так
что партитура, подготовленная в GM, будет похоже звучать на раз-
ных GM-инструментах. К сожалению, похожесть
распространяется
только на "классические" тембры - большинство
синтетических
(Pad/FX) и многие ударные сильно отличаются по скорости нараста-
ния/затухания, громкости, окраске и т.п.
GS (General Synth - единый синтез) - стандарт на набор тембров
фирмы Roland. Включает вместе с General MIDI дополнительные на-
боры мелодических и ударных инструментов, различные
эффекты
(скрип двери, звук мотора, крики и т.п.), а также дополнительные
способы управления инструментами через MIDI-контроллеры. Многие
звуковые карты поддерживают GM по умолчанию, а GS -
в порядке
расширения.
XG (Extended General - единый расширенный) - новый
стандарт,
включающий несколько сотен мелодических и ударных инструментов,
применяемых в профессиональной музыке. Содержит значительно бо-
лее развитые средства управления синтезом, чем GM и GS.
В час-
тности, стандарт обязывает синтезатор иметь по одному резонан-
сному фильтру на канал и три независимых вида эффект-обработки,
и обеспечивает управление в реальном времени атакой/затуханием
звуков, портаменто, параметрами резонансных фильтров, раздельную
настройку ударных звуков, а также подключение множества звуковых
эффектов. Любой MIDI-канал может быть независимо от других уста-
новлен в режим мелодических или ударных инструментов. Использо-
вание стандарта XG позволяет создавать переносимые MIDI-файлы со
звучанием, приближенным к профессиональному.
В XG используется три типа эффект-обработки: reverb, chorus
и
variation. Последний представляет собой набор специальных эффек-
тов, включающий несколько видов reverb и chorus, а также
echo,
delay, flanger, phaser, rotary speaker, wah-wah,
distortion,
overdrive, equalizer и пр. Параметры каждого типа обработки ус-
танавливаются независимо; в простых XG-синтезаторах
из набора
variation в каждый момент времени может действовать только один
вид эффекта, в более сложных моделях - два и более. Глубина каж-
дого из эффектов регулируется независимо для каждого канала; эф-
фект variation может применяться к одному или всем каналам
од-
новременно.
Какова структура современных звуковых плат?
Все звуковые платы по назначению можно разделить на три группы:
- чисто звуковые, содержащие только тракт цифровой записи/вос-
произведения. Эти платы позволяют только записывать или воспро-
изводить непрерывный звуковой поток, наподобие магнитофона. Вся
работа по запоминанию записываемого и подготовке воспроизводимо-
го потока возлагается на программное обеспечение; оцифрованный
звук при этом в самой плате не хранится. Некоторые звуковые пла-
ты имеют встроенные сигнальные процессоры для обработки звука
в
процессе его записи или воспроизведения.
- чисто музыкальные, содержащие только музыкальный синтезатор.
Такие платы ориентированы прежде всего на генерацию относительно
коротких музыкальных звуков по командам от центрального процес-
сора; сами звуки при этом либо создаются параметрически,
либо
воспроизводятся оцифровки, заранее помещенные в память синтеза-
тора (ПЗУ или ОЗУ). Музыкальные платы не имеют возможности запи-
си звука и, даже при наличии ОЗУ в синтезаторе, не рассчитаны на
воспроизведение непрерывного звукового потока, хотя иногда этого
можно добиться при помощи особых методов. Некоторые музыкальные
платы содержат эффект-процессор для обработки создаваемого зву-
ка.
- комбинированные, или звуко-музыкальные, с объединенным на од-
ной плате цифровым трактом и музыкальным синтезатором.
Обычно
под словом "синтезатор" подразумевается WT;
платы только с
FM-синтезатором, который сильно ограничен для музыкального при-
менения, чаще всего относят к категории чисто звуковых.
По конструкции все платы делятся на обычные, или основные, назы-
ваемые по традиции "картами", которые вставляются в разъем сис-
темной магистрали (обычно ISA), и дочерние, подключаемые к спе-
циальному 26-контактному разъему на основной карте. По сути, до-
черняя плата как бы "надевается" на разъем, удерживаясь
на нем
только силой трения контактов и фиксирующих штифтов, образуя
с
основной картой своеобразный "бутерброд".
Из-за ограничений интерфейса между основной и дочерней платами
дочерние платы могут быть только чисто музыкальными -
никаких
возможностей по записи/воспроизведению звукового
потока они
иметь не могут.
В комбинированных картах можно выделить четыре более-менее неза-
висимых блока:
1. Блок цифровой записи/воспроизведения, называемый также цифро-
вым каналом, или трактом, карты. Осуществляет
преобразования
аналог->цифра и цифра->аналог в режиме программной передачи или
по DMA. Состоит из узла, непосредственно выполняющего аналого-
во-цифровые преобразования - АЦП/ЦАП (международное обозначение
- coder/decoder, codec), и узла управления. АЦП/ЦАП либо интег-
рируется в состав одной из микросхем карты, либо применяется от-
дельная микросхема (AD1848, CS4231, CT1703 и т.п.). От качества
применяемого АЦП/ЦАП во многом зависит качество оцифровки и вос-
произведения звука; не меньше зависит она и от входных и выход-
ных усилителей.
Цифровой канал большинства распространенных карт (кроме
GUS)
совместим с Sound Blaster Pro (8 разрядов, 44 кГц - моно, 22 кГц
- стерео).
Разрядность оцифровки, передаваемой по каналу DMA, не зависит от
разрядности самого канала и определяется только возможностями
карты.
2. Блок синтезатора. Построен либо на базе микросхем FM-синтеза
OPL2 (YM3812) или OPL3 (YM262), либо на базе микросхем WT-синте-
за (GF1, WaveFront, EMU8000 и т.п.), либо того и другого вместе.
Работает либо под управлением драйвера (FM, большинство
WT) -
программная реализация MIDI, либо под управлением собственного
процессора - аппаратная реализация. Почти все
FM-синтезаторы
совместимы между собой, различные WT-синтезаторы - нет. Большин-
ство WT-синтезаторов содержит встроенное ПЗУ со стандартным на-
бором инструментов General MIDI (128 мелодических и 37
ударных
инструментов), а также ОЗУ для загрузки дополнительных
оцифро-
ванных звуков, которые будут использоваться при исполнении музы-
ки.
3. Блок MPU. Осуществляет прием/передачу данных
по внешнему
MIDI-интерфейсу, выведенному на разъем MIDI/Joystick
и разъем
для дочерних MIDI-плат. Обычно более или менее совместим
с ин-
терфейсом MPU-401, но чаще всего требуется программная
поддер-
жка.
4. Блок микшера. Осуществляет регулирование уровней, коммутацию
и сведение используемых на карте аналоговых сигналов. В
состав
микшера входят предварительные, промежуточные и выходные усили-
тели звуковых сигналов.
В дочерних платах основными блоками являются собственно
музы-
кальный синтезатор и блок MIDI-интерфейса, через который
плата
получает MIDI-сообщения с основной карты. Синтезатор обязательно
имеет ПЗУ различного объема; наличие ОЗУ возможно, но неудобно,
поскольку MIDI является достаточно медленным для загрузки оциф-
ровок интерфейсом. Синтезированный звук возвращается в основную
карту по аналоговому стереоканалу.
Почему один и тот же MIDI-файл на разных картах звучит по-разному?
Это объясняется тем, что даже в General MIDI
стандартизованы
только названия инструментов и тембров, а их окраска, яркость,
развитие во времени, громкость по умолчанию и прочие "второсте-
пенные" параметры выбираются по вкусу производителями
карт.
Из-за этого, например, на другой карте фоновые скрипки
могут
оказаться существенно громче и "задавить" сольную
партию, или
чрезмерно сильная модуляция инструмента по умолчанию -
вызвать
биения и диссонансы в аккордах. "Cинтетические"
тембры могут
оказаться совершенно другого вида, звонкий на одной карте
звук
может быть глухим на другой, спад громкости после нажатия клави-
ши может быть быстрее или медленнее, несоответствия ударных мо-
жет вообще испортить весь рисунок, и т.п. В общем случае относи-
тельно похоже звучат только чисто фортепианные партитуры.
Нередко бывает и так, что MID-файл, приятно звучащий на посред-
ственной WT-карте, при воспроизведении на более дорогой и качес-
твенной превращается в какофонию - по той же причине. Это каса-
ется и загрузки новых "стандартных" наборов инструментов
в ОЗУ
карт; при этом может совершенно измениться звучание карты - как
в лучшую, тах и в худшую сторону.
Что такое MPU-401 и MT-32?
Это продукты фирмы Roland, ставшие фактическим стандартом
для
многих звуковых карт IBM PC:
MPU-401 (MIDI Processing Unit - устройство MIDI-обработки)
-
плата MIDI-интерфейса для IBM PC. Полный вариант MPU-401 содер-
жит UART (Universal Asynchronous Receicer/Transmitter - универ-
сальный асинхронный приемопередатчик, УАПП), вход/выход сигналов
токовой петли и встроенный процессор обработки MIDI-сообщений.
Интерфейс может работать либо в
интеллектуальном (Smart,
Intelligent) режиме, либо в базовом (Dump), называемом также ре-
жимом простого приемопередатчика - UART. В режиме Smart
задей-
ствуется встроенный процессор, способный выбирать из всего пото-
ка только нужные MIDI-сообщения, преобразовывать формат сообще-
ний, автоматически передавать сообщения синхронизации и т.п.;
в
режиме Dump работает только приемопередатчик, передавая и прини-
мая все MIDI-сообщения без изменений.
Компьютер с MIDI-интерфейсом становится полноправным устройством
в MIDI-сети, и может соединяться с клавиатурами, секвенсорами,
синтезаторами, другими компьютерами (не обязательно IBM-совмес-
тимый), и может выступать как источником MIDI-сообщений,
так и
их приемником (например, играть через звуковую карту по командам
от другого MIDI-устройства).
MT-32 - тонгенератор (внешний модуль-синтезатор с MIDI-интерфей-
сом). Для сопряжения с компьютером поставляется с платой
типа
MPU-401, но может использоваться и самостоятельно.
Содержит
восьмиканальный WT-синтезатор, в каждом канале может одновремен-
но звучать до 16 нот (всего может звучать до 32 нот). Частично
совместим по раскладке инструментов с GM. Имеет 128 мелодичес-
ких, 30 ударных инструментов и 33 звуковых эффекта.
Содержит
встроенный ревербератор.
В описаниях большинства звуковых карт упоминается о совместимос-
ти с MPU-401 и MT-32. Однако аппаратный MIDI-интерфейс большин-
ства карт реализован на сигналах ТТЛ, а не токовой петли, как
в
MPU-401, и для подключения MIDI-устройств необходим
адаптер с
преобразователем "ТТЛ - токовая петля". Кроме этого, во
многих
простых картах реализован так называемый интерфейс SBMIDI, прин-
ципиально несовместимый по управлению с MPU-401. Обычно
утвер-
ждение "MPU-401 compatible" означает программную совместимость с
режимом простого приемопередатчика MPU-401.
Совместимость с MT-32 означает поддержку инструментов с теми же
номерами и похожими тембрами, но не гарантирует отработку SysEx.
Что такое Reverb и Chorus?
Это названия звуковых эффектов:
Reverberation (повторение) - эффект отзвука, эха, создающий впе-
чатление "объемности" звука ("эффект зала"). Реализуется при по-
мощи многократных повторений звука с небольшой задержкой
между
ними.
Chorus (хор) - эффект "размножения" инструмента, создающий впе-
чатление игры ансамбля, а при воспроизведении голоса - хорового
пения. Реализуется копированием сигнала с небольшим
временным
сдвигом, возможно - в разные стереоканалы для придания
"объем-
ности".
В GS (а также в GM многих карт) глубина этих эффектов регулиру-
ется MIDI-контроллерами 91 и 93.
Что такое Polyрhony и Multi-timbral?
Polyрhony (полифония, многоголосие) - максимальное
количество
простейших звуков, которое синтезатор может воспроизводить
од-
новременно. Оно определяется количеством внутренних генераторов
синтезатора (реальных или виртуальных). Хорошей считается поли-
фония 32 и больше.
Полифония не обязательно означает количество одновременно звуча-
щих нот. Один инструмент может состоять более, чем
из одного
простого звука, причем количество звуков в различных инструмен-
тах может быть разным - это приводит к соответствующему уменьше-
нию количества одновременно звучащих нот.
Multi-timbral (многотембровость) - максимальное количество
ин-
струментов, которые могут использоваться одновременно,
без пе-
реключений. Обычно это число равно 16 - количеству MIDI-каналов.
Напрямую оно никак не связано с полифонией, однако
аппаратура
синтезатора общая для всех инструментов, и игра большим количес-
твом инструментов может приводить к переполнению голосов и про-
паданию отдельных нот.
Какие параметры характеризуют звуковую карту?
Основные параметры - разрядность, максимальная частота дискрети-
зации, количество каналов (моно или стерео), параметры синтеза-
тора, расширяемость, совместимость.
Под разрядностью карты имеется в виду
разрядность цифрового
представления звука - 8 или 16 бит. 8-разрядные карты дают
ка-
чество звука, близкое к телефонному; 16-разрядные уже подходят
под определение "Hi-Fi" и теоретически могут обеспечить студий-
ное качество звучания, хотя практически это реализуется
очень
редко. Разрядность представления звука не имеет никакой связи
с
разрядностью системной шины для карты, однако карта для 32-раз-
рядной шины MCA, EISA, VLB или PCI будет работать
с несколько
меньшими накладными расходами на запись/воспроизведение оцифро-
ванного звука, чем карта для ISA.
Максимальная частота дискретизации (оцифровки) определяет макси-
мальную частоту записываемого/воспроизводимого сигнала, которая
примерно равна половине частоты дискретизации. Для записи/вос-
произведения речи может быть достаточно 6-8
кГц, для музыки
среднего качества - 20-25 кГц, для высококачественного звучания
необходимо 44 кГц и больше. В некоторых картах можно
повысить
частоту дискретизации ценой отказа от стереозвука: два канала по
22 кГц, либо один канал на 44 кГц.
Параметры синтезатора определяют возможности карты
в синтезе
звука и музыки. Тип синтеза - FM или WT - определяет вид звуча-
ния музыки: на FM-синтезаторе инструменты звучат очень бедно, со
"звенящим" оттенком, имитация классических инструментов
весьма
условна; на WT-синтезаторе звучание более "живое",
"сочное",
классические инструменты звучат естественно, а синтетические
-
более приятно, на хороших WT-синтезаторах может даже создаться
впечатление "живой игры" или "слушания
CD". Число голосов
(рolyрhony) определяет предельное количество элементарных
зву-
ков, могущих звучать одновременно. Объем ПЗУ или ОЗУ WT-синтеза-
тора говорит о количестве различных инструментов или качестве их
звучания (ПЗУ на 4 Мб может содержать 500 инструментов среднего
качества или обычный, но хороший GM), но большой объем
ПЗУ не
означает автоматически хорошего качества самплов,
и наоборот.
Для собственного музыкального творчества большое значение имеют
возможности синтезатора по обработке звука (огибающие,
модуля-
ция, фильтрование, наличие эффект-процессора), а также
возмож-
ность загрузки новых инструментов.
Расширяемость определяет возможности по подключению дополнитель-
ных устройств, установке микросхем, расширению объема
ПЗУ или
ОЗУ и т.п. На многих картах есть 26-разрядный внутренний разъем
для подключения дочерней платы, представляющей собой
дополни-
тельный WT-синтезатор. Практически на каждой карте есть
разъем
для подключения CD-ROM с интерфейсом Sony, Mitsumi,
Panasonic
или IDE (сейчас популярны в основном последние два; IDE-интер-
фейс многих карт допускает подключение винчестера), бывают разъ-
емы цифрового выхода (SPDIF) для подключения к студийному обору-
дованию, разъемы для подключения модема и другие. Некоторые кар-
ты допускают установку DSP и дополнительной памяти для
самплов
WT-синтезатора.
Под совместимостью сейчас чаще всего понимается совместимость
с
моделями Sound Blaster - обычно SB Pro и SB
16 (последняя -
только для карт производства Creative и карт
на микросхеме
Creative Vibra 16). Совместимость с SB Pro подразумевает совмес-
тимость и с AdLib - одной из первых звуковых карт
для IBM PC.
Основные отличия SB 16 от SB Pro: SB Pro - 8-разрядная
карта,
допускает запись/воспроизведение одного канала с частотой
дис-
кретизации 44.1 кГц либо двух каналов с частотой 22.05
кГц; SB
16 - 16-разрядная карта, допускает запись/воспроизведение с час-
тотой до 44.1 кГц, имеет автоматическую регулировку
уровня с
микрофона и программную регулировку тембра. Обе карты имеют сте-
реофонический FM-синтезатор (OPL3). Многие SB Pro-совместимые
карты на самом деле 16-разрядные, но большинство программ
ис-
пользует их только в 8-разрядном режиме SB Pro.
Определенное значение имеет программная совместимость MIDI-ин-
терфейса с MPU-401, позволяющая использовать внешний инструмент
с программами, не имеющими специальных драйверов для MIDI-интер-
фейса карты (в основном это - старые программы для DOS). При ра-
боте в Windows эта совместимость обычно несущественна, ибо почти
каждая карта имеет в комплекте набор драйверов для Windows.
Совместимость карты с Windows Sound System понимается
двояко:
программная - возможность работы под управлением
собственных
драйверов в 16-разрядном режиме на 48 кГц, и аппаратная
- воз-
можность настройки на стандартные для WSS параметры (порт
530,
IRQ 10 и т.п.) и отработку команд стандарта WSS.
Что представляет собой дочерняя MIDI-плата?
Дополнительный MIDI-синтезатор, подключаемый к специальному 26-
контактному разъему на основной карте, который обычно называется
Wavetable Connector (название происходит от того, что большин-
ство дочерних плат использует метод синтеза WT и предназначены
для расширения простых карт с методом
FM) или Daughterboard
Connector. Еще одно название разъема - Waveblaster
Connector
(разъем был введен в модели Creative SB 16 и предназначался для
подключения платы Creative Waveblaster).
Интерфейс для дочерней платы состоит из цепей питания, MIDI-вы-
хода (иногда - и MIDI-входа), и стереофонического
аналогового
входа для звукового сигнала с платы. Плата получает MIDI-сообще-
ния, посылаемые основной картой, на их основе синтезирует звук и
передает его по звуковым цепям в микшер основной карты.
Конструктивно дочерние платы выполняются таким образом, чтобы их
можно было непосредственно надеть на разъем основной карты, зак-
репив специальными штифтами, для которых в большинстве карт пре-
дусмотрены отверстия. Однако существуют карты, разъемы
для до-
черних плат на которых рассчитаны только на миниатюрные платы
и
расположены нестандартно, что не позволяет надеть на них
плату
стандартного формата (140 x 90 мм).
Поскольку дочерняя карта представляет собой самостоятельный син-
тезатор, аналогичный по принципу работы музыкальным тонгенерато-
рам, эффект от подключения платы полностью аналогичен эффекту от
подключения внешнего синтезатора или тонгенератора
к разъему
MIDI/Joystick.
Никакого дополнительного программного обеспечения для работы
с
дочерней платой не требуется - предназначенные ей MIDI-сообщения
просто посылаются на внешний MIDI-порт основной карты (на картах
с раздельными MIDI-портами для этого нужно выбрать внутренний).
Однако любая дочерняя плата, как и любой синтезатор, может иметь
свои особенности в настройке, поэтому для удобства работы с та-
кими платами могут существовать специальные драйверы и управля-
ющие программы.
Поскольку большинство дочерних плат работают
только на прием
MIDI-сообщений, для них не существует возможности программно оп-
ределить наличие платы на разъеме. Это означает, что после под-
ключения карты никакие системные установки или списки ресурсов
не могут измениться сами собой - необходима ручная перенастрой-
ка системы.
Так как подключение дочерней платы фактически добавляет в систе-
му еще один независимый синтезатор, при этом расширяется
набор
встроенных инструментов, увеличивается количество одновременно
звучащих нот, становятся доступными новые возможности и т.п. По-
является возможность использовать более одного синтезатора
при
проигрывании MIDI-файлов - для этого нужно поменять
раскладку
инструментов по каналам (например, в Windows 95 это делается при
помощи закладки MIDI в Control Panel -> Multimedia).
К сожалению, практически не имеет смысла подключать качественные
дочерние платы к простым основным картам типа Sound Galaxy
или
Edison Gold, поскольку у них чаще всего низкокачественные анало-
говые цепи, и хороший звук с дочерней платы будет безнадежно ис-
порчен.
Что такое DSP, ASP и CSP, и зачем они нужны?
DSP (Digital Signal Processor - цифровой сигнальный процессор) -
специализированный быстродействующий процессор, используемый для
сложной обработки звука в реальном времени. При помощи DSP обыч-
но реализуются звуковые эффекты типа Reverb/Chorus и других,
а
также другие виды обработки звука - компрессия,
распознава-
ние/синтез речи, моделирование акустики помещений и т.п. DSP мо-
жет быть встроенным или съемным - в последнем случае при его ус-
тановке у карты появляются дополнительные возможности или расши-
ряются существущие.
На всех SB-совместимых картах DSP (в виде отдельной микросхемы
или встроенный в общий чип) управляет оцифровкой/воспроизведени-
ем, компрессией/декомпрессией, а также обменом по MIDI
в обход
схемы MPU-401.
ASP (Advanced Signal Processor - продвинутый (усиленный)
сиг-
нальный процессор) и CSP (Creative Signal Processor - сигнальный
процессор Creative) - названия одного и того же специализирован-
ного DSP фирмы Creative Labs (микросхема CT1748), используемого
в некоторых картах типа Sound Blaster. Его наличие позволяет ис-
пользовать дополнительные методы сжатия звука, увеличить
ско-
рость сжатия, повысить скорость и надежность распознавания речи.
В ранних моделях SB на ASP при помощи программной загрузки пара-
метров был реализован QSound - алгоритм обработки звука для при-
дания ему большей пространственности; в новых моделях SB PnP это
делает процессор 3DSound.
ASP обрабатывает только смешанный звук со всех источников карты,
поэтому выборочного влияния на звучание встроенных FM- и WT-син-
тезаторов он не оказывает.
Что такое Full Duplex?
Полный дуплекс - способность карты и ее драйверов одновременно
воспроизводить и записывать звук. Обычно для этого нужна однов-
ременная поддержка картой двух каналов DMA, либо наличие больших
буферов внутри звукового процессора. На картах Sound Blaster
в
этом режиме воспроизведение обычно идет по 16-разрядному каналу,
а запись - по 8-разрядному.
Что такое S/PDIF?
S/PDIF (Sony/Philiрs Digital Interface Format - формат цифрового
интерфейса фирм Sony и Philiрs) - цифровой интерфейс для переда-
чи звуковых сигналов. Представляет собой электрически упрощенный
вариант студийного интерфейса AES/EBU (Audio Engineers Society /
European Broadcast Union - общество звукоинженеров / европейское
вещательное объединение), и используется для передачи звуковых
сигналов в цифровой форме между блоками бытовой аппаратуры, DAT
(Digital Audio Tape - цифровой звуковой магнитофон), для вывода
сигнала с компакт-дисков и т.п.
Интерфейс используется также в звуковых картах SB AWE32,
AWE64
Gold, в расширенных версиях TB Pinnacle и Fiji.
Как снизить уровень наводок от аппаратуры компьютера на карту?
Универсального метода не существует. Каждый конкретный
случай
определяется типами и даже экземплярами конкретной карты,
сис-
темной платы, видеоадаптера, блока питания и т.п. Вначале имеет
смысл определить, по какой из цепей идут помехи, при помощи ре-
гуляторов уровней в микшере. Ненужные входы (особенно микрофон-
ный) вообще рекомендуется сразу отключать или ставить на них ну-
левой уровень громкости.
Если при нулевых уровнях всех входов помехи остаются
- скорее
всего, дело в наводках на саму карту. Нужно поэкспериментировать
с перестановкой карт в разъемах, например, звуковую
- в самый
дальний, а все остальные - в другой конец, или наоборот.
Нужно
также попробовать отключить все дополнительные
устройства -
CDROM, стример, винчестер и т.п. - которые могут служить источ-
никами наводок; некоторые приводы генерируют помехи при наличии
электрического контакта с корпусом компьютера - их придется ус-
тановить через прокладки. Это относится и к системной
плате -
при наличии контакта с корпусом в точках крепления она также мо-
жет способствовать помехам. Иногда помехи возникают в некачес-
твенных блоках питания, вентиляторах охлаждения блока
питания
или процессора, в плохо спроектированных видеокартах, системных
платах и т.п.
Внешние помехи чаще всего возникают при подключении CDROM к зву-
ковому входу. Их источником может быть сам CDROM
или звуковой
кабель. Кабель желательно использовать экранированный - скручен-
ные провода больше подвержены помехам извне. Можно попробовать
отсоединить по очереди с одной из сторон общие провода
(экран)
кабеля, оставив соединение с корпусом только в одном
из разъ-
емов. Также имеет смысл проложить кабель так, чтобы он проходил
максимально близко от корпуса и максимально далеко от устройств
компьютера.
Может случиться и так, что данная модель звуковой карты сама по
себе плохо спроектирована или разведена, отчего ловит свои соб-
ственные наводки. От этого можно избавиться только заменой кар-
ты.
Чем PnP-карты отличаются от обычных?
Прежде всего - способом настройки адресов портов,
линий IRq и
каналов DMA. На обычных картах эти параметры задаются либо жес-
тко, либо перемычками, либо записываются в EEPROM (Electrically
Erasable Programmable Read Only Memory - электрически репрограм-
мируемое постоянное запоминающее устройство, ЭРПЗУ). В PnP-кар-
тах они устанавливаются при инициализации диспетчером PnP;
это
может быть PnP BIOS, специальная утилита для конфигурации
или
драйвер с поддержкой PnP. До этой инициализации PnP-карта
"не
видна" процессору, и обычные программы не смогут с нею работать.
Кроме этого, PnP-карта часто представляет собой новый
вариант
обычной карты, поэтому может довольно сильно отличаться
от нее
своими возможнстями и характеристиками.
Что такое Retail- и OEM-варианты?
Retail - вариант для розничной продажи, состоящий из карты, пол-
ного комплекта программного обеспечения и документации, хорошей
упаковки и возможных приложений (кабели, переходники, микрофон,
дополнительные программы, CD и т.п.). Объявленная производителем
цена относится к этому варианту поставки.
Original Equipment Manufacturer - производитель
собственного
оборудования. Поставка предназначена для организаций, выпуска-
ющих компьютеры собственного изготовления или сборки,
и пред-
ставляет собой саму карту в комплекте
с минимальным набором
программного обеспечения и документации, в простейшей упаковке
или вообще без нее, и обходится дешевле, чем
Retail-вариант.
OEM-наборы, прошедшие цепочку продавцов, могут доходить
до ко-
нечного покупателя перекомплектованными или
некомплектными.
OEM-платы, продаваемые в розницу, могут вообще не комплектовать-
ся программным обеспечением - при поставке партии OEM-плат к ней
прилагается только один комплект обеспечения, предназначенный
для предпродажной установки на собранный компьютер. В таких слу-
чаях торгующие фирмы обычно записывают его на дискеты покупате-
ля, хотя могут этого и не делать.
Варианты Retail и OEM не имеют никакого отношения к конструктив-
ному исполнению плат - это только способы их комплектации, пос-
тавки и гарантийного обслуживания фирмой-изготовителем.
Однако
не исключено подпольное копирование популярных плат и последу-
ющая продажа их под маркой фирменных OEM-вариантов.
Что такое эффект-процессор и зачем он нужен?
Это один или несколько DSP, предназначенных для обработки звука.
Эффекты Reverb и Chorus сейчас являются практически стандартны-
ми; мощные процессоры предоставляют и другие типы
эффектов -
Flanger, Phaser, Distortion, Echo, Delay и т.п. В зависимости от
сложности процессора может управляться только наличие/отсутствие
эффекта, его глубина, а в наиболее сложных - и различные
пара-
метры, существенно влияющие на окраску звука.
Одни эффект-процессоры требуют установки всех режимов до начала
вывода звука, другие допускают их регулировку в реальном време-
ни, что очень важно для управления динамикой звука.
Различаются общие, поканальные и поголосовые эффект-процессоры.
Первые обрабатывают звук, объединенный со всех каналов синтеза-
тора, вторые - звучание отдельных MIDI-каналов, третьи - звуча-
ние отдельных голосов синтезатора. Количество и типы эффектов,
которые могут быть одновременно применены к
различным кана-
лам/голосам, зависит от мощности процессора; сложные
эффекты
обычно не могут быть применены к множеству каналов сразу. Много-
секционные процессоры допускают разделение секций между канала-
ми, позволяя задавать либо простые эффекты для многих каналов,
либо сложные - для одного-двух. Эффектпроцессор
может также
иметь отдельные секции для каждого голоса - в этом
случае все
голоса могут иметь независимую глубину или параметры эффектов.
Каковы основные характеристики распространенных карт?
Все современные карты, имеющие тракт цифровой записи/воспроизве-
дения, поддерживают частоты дискретизации до 44.1 кГц (некоторые
- до 48 или 56 кГц), по двум каналам (стерео), с
разрядностью
оцифровки 8 или 16; 8-разрядные карты сейчас уже не выпускаются.
Почти все карты имеют 20-голосный FM-синтезатор OPL3 (кроме се-
мейства GUS), MIDI-интерфейс, более или менее
совместимый с
MPU-401, разъем MIDI/Joystick, те или
иные интерфейсы для
CD-ROM. Все выпускаемые в настоящее время карты
производства
Creative Labs (Sound Blaster) совместимы с SB 16,
большинство
остальных совместимы с SB Pro (за
исключением кодирования
ADPCM). Поэтому короче будет перечислить основные отличия попу-
лярных карт друг от друга:
Чисто звуковые карты
Creative Sound Blaster (SB,
SB 1.0)
Первая модель звуковой карты с записью/воспроизведением для PC.
Разрядность оцифровки - 8 бит, при ADPCM - 4 (2:1), 2.6 (3:1)
и
2 (4:1) бит. Частота дискретизации при записи - 4..11 кГц,
при
воспроизведении - 4..22 кГц. FM-синтезатор - микросхема
OPL2.
Содержит встроенные интерфейсы джойстика и SBMIDI. Обычно зани-
мает адреса 200-207 (джойстик), 220-22F (OPL, микшер,
DSP) и
388-389 (копия OPL для совместимости с Ad Lib). Стандартная кон-
фигурация (также для всех остальных карт Sound Blaster):
порт
220, IRq 5, DMA 1.
В настоящее время не выпускается.
Creative Sound Blaster 2.0
(SB 2.0)
Вариант с частотой дискретизации при записи до 15 кГц и при вос-
произведении - до 45.4 кГц.
В настоящее время не выпускается.
Creative Sound Blaster Pro
(SB Pro)
Первая стереофоническая модель SB, взятая за основу SB-совмести-
мости. Частота дискретизации в обоих режимах - 4..45.4 кГц, при
работе со стерезвуком преобразование выполняется поочередно для
каждого канала, поэтому максимальная частота для стереозвука
-
22.05 кГц. FM-синтезатор собран на двух микросхемах OPL2, каждая
из которых подключена к своему стереоканалу, поэтому каждый ин-
струмент может звучать либо только слева, либо только справа.
Вход микрофона (моно), линейный вход, линейный выход, выход
на
наушники.
В настоящее время не выпускается.
Creative Sound Blaster Pro
II (SB Pro II)
Вариант SB Pro с синтезатором на микросхеме OPL3.
В настоящее время не выпускается.
Creative Sound Blaster 16
(SB 16)
Базовая модель серии SB 16. Ограниченно совместима с SB
Pro II
(не поддерживается режим работы с цифровым стереозвуком, приня-
тый в SB Pro, по всем остальным режимам совместимость полная).
Частота дискретизации в любом режиме - 4..45.4 кГц, введены ре-
жим 16-разрядной записи/воспроизведения и управляемый регулятор
тембра по низким и высоким частотам. Добавлена аппаратная эмуля-
ция MPU-401 (режим UART, использующий основное прерывание
кар-
ты). Имеет разъем для установки ASP, разъем для дочерней платы.
Интерфейс CD-ROM - Panasonic. Вход микрофона (моно),
линейный
вход, линейный выход, выход на наушники. В некоторых моделях нет
линейного выхода, в некоторых - выхода на наушники. В некоторых
моделях есть ручной регулятор громкости. В дополнение к стандар-
тной конфигурации используются канал DMA 5 (16-разрядный звук) и
адреса портов 330-331 (MPU-401). Дуплексная.
Creative Sound Blaster 16
Value Edition (SB 16 VE)
Удешевленный вариант SB 16. Нет разъемов для ASP и дочерней пла-
ты. Интерфейс CD-ROM - IDE или Panasonic.
Creative Sound Blaster 16
Pro (SB 16 Pro или SB 16 ASP)
SB 16 с установленным ASP, микрофоном и программой Voice Assist
(для распознавания речи и подачи команд голосом) в
комплекте.
Интерфейсы CD-ROM - Panasonic и IDE.
Creative Sound Blaster 16
Vibra (SB 16 Vibra)
Аналог SB 16 VE, собранный на одном большом чипе Vibra16
или
Vibra16s. Нет программной регулировки тембра и
коэффициентов
усиления (Gain). Кроме этого, чип Vibra16s сейчас устанавливает-
ся на многие системные платы и комбинированные видеокарты, обра-
зуя как бы встроенный SB16 Vibra.
Существуют также карты на основе чипа Vibra16c, который содержит
встроенный FM-синтезатор OPL3 и логику PnP.
С некоторыми OEM-вариантами различных моделей SB 16 поставляется
программное обеспечение, устанавливаемое в каталог Vibra16. Это
имя каталога не имеет никакой связи с действительным типом карты
- все модели SB 16 совместимы между собой, и к ним может прила-
гаться один комплект дискет.
Creative Sound Blaster 16
Plug And Play (SB 16 PnP)
Автоматически настраиваемый вариант SB 16.
Для всех выпускаемых в настоящее время моделей SB
16 заявлено
отношение сигнал/шум 75 дБ.
Aztech Sound Galaxy Basic
16 (SG Bas16)
Простейшая 16-разрядная карта из семейства Sound Galaxy.
Есть
разъем для дочерней платы (без MIDI-входа), интерфейсы CD-ROM
-
Mitsumi и Panasonic. Микрофонный вход (стерео), линейный
вход,
линейный выход, выход на наушники. Есть режим эмуляции
Covox
(8-разрядный порт с прямым выходом на ЦАП). Полностью совместима
с Windows Sound System (WSS).
Aztech Sound Galaxy 16 Pro
(SG 16 Pro)
Почти то же самое, но с полным MCD-интерфейсом (Sony, Mitsumi,
Panasonic). Совместима с WSS.
Карты на микросхемах ESS
(Edison Gold 16,
Edison Platinum 16, Magique
16 и т.п.)
Серия карт различных производителей и конфигураций, объединенная
основной микросхемой типа ESS (Enhanced Sound Source).
Обычно
есть разъем для дочерней платы, MultiCD-интерфейс,
на Edison
Gold может быть также интерфейс
для дочернего адаптера
SCSI/SCSI-2 или IDE. MIDI-интерфейс в вариантах
на ESS688 -
SBMIDI, на ESS1688 - аппаратно совместимый с MPU-401.
ESS1688
также имеет возможность программного выбора адресов портов и со-
держит 72-операторный FM-синтезатор (ESFM). В ESS1788 включена
поддержка PnP, в ESS1868 - дуплекса, а ESS1888 содержит встроен-
ный RISC-процессор для обработки звука.
Edison Sapphire 16
Плата на микросхеме Vibra16s, за счет чего полностью совместима
с SB 16.
Карты на микросхемах OPTi
82C929, 82C930, 82C931
Аппаратно совместимы с WSS и MPU-401. Обычно имеют
разъем для
дочерней платы и MultiCD-интерфейс. Варианты на 82C931
- PnP,
обычно имеют только IDE-интерфейс. Карта Edison Crystal
16 на
82C931 не имеет разъема для дочерней платы.
Pro Audio Sрectrum 16 (PAS
16)
Еще один представитель простых карт. Отличается низким уровнем
шумов (есть система шумоподавления) и достаточно высоким качес-
твом записи/воспроизведения. Интерфейс CD-ROM - SCSI или Sony.
Yamaha OPL3-SAS
PnP-карта на микросхеме Yamaha YMF718 или YMF719. Совместима
с
SB Pro и WSS, дуплексная. Вариант на YMF719 имеет звуковой про-
цессор 3DSound, имитирующий эффект объемного звучания и регуля-
тор тембра по низким/высоким частотам. Есть разъем для дочерней
платы, расположенный вертикально (возможно подключение
только
малогабаритных плат). В комплекте - программный WT-синтезатор
Yamaha PS-YM-01/2 для Windows 3.1/95. Вход микрофона, линейный
вход, линейный выход, выход на наушники.
Turtle Beach Monte-Carlo
(TB Monte-Carlo)
Одна из простых карт семейства TB. Звуковая часть выполнена
на
микросхемах CS4231 и OPTi82C928. Полностью
совместима с WSS,
MIDI-интерфейс - SBMIDI, программно эмулируется MPU-401.
Есть
разъем для дочерней платы. Интерфейсы CD-ROM - MultiCD (на поз-
дних моделях добавлен IDE). Разъемы - вход микрофона, линейный
вход, линейный и усиленный выходы, MIDI/Joystick. Комплект прог-
раммного обеспечения содержит программный эмулятор WT-синтезато-
ра V-Synth для Windows 3.1.
Заявленное отношение сигнал/шум - 80 дБ.
Turtle Beach Tahiti (TB Tahiti)
Профессиональная звуковая плата. Обладает одними из самых высо-
ких технических характеристик по качеству записи/воспроизведе-
ния. Встроенного синтезатора нет, ни с одним другим семейством
карт не совместима. Обмен с картой идет не по DMA, как
во всех
остальных, а через окно в адресном пространстве наподобие виде-
опамяти (так называемая Hurricane-архитектура). Содержит
DSP
Motorola 56001, при помощи которого сигнал может
подвергаться
существенной обработке, однако программного обеспечения для это-
го практически нет.
Линейный вход, вспомогательный вход, линейный выход, стандартный
MIDI-интерфейс с переходником In-Out-Thru, совместим с MPU-401.
Есть разъем для дочерней платы. В сочетании со специализирован-
ной программой Quad Studio, карта позволяет сводить и проигры-
вать до четырех записанных по отдельности монодорожек даже
на
процессорах малой мощности.
Turtle Beach Multisound Fiji
(TB Fiji)
Профессиональная звуковая плата, выпущенная на смену TB Tahiti.
Снижены уровни шума и искажений,
сохранена архитектура
Hurricane, добавлен разъем для подключения дочерней платы с ин-
терфейсом S/PDIF (ввод и вывод). Частота дискретизации
- 4..48
кГц. 20-разрядные АЦП/ЦАП, 20-разрядный интерфейс с программами
записи/воспроизведения. Содержит DSP Motorola 56002, однако, как
и в случае с Tahiti, не поддержанный программным обеспечением.
Имеет режимы ручной настройки и PnP, дуплексная.
Интерфейс EIDE, линейный вход, микрофонный вход, линейный выход,
разъем MIDI/Joystick. MIDI-интерфейс совместим с MPU-401,
есть
разъем для дочерней MIDI-платы (два независимых MPU-401
- для
дочерней платы и для внешнего интерфейса).
Заявленный уровень шума - 96 дБ.
Комбинированные карты
Sound Blaster AWE32 (SB AWE32)
AWE расшифровывается, как Advanced Wave Effects. Полностью вклю-
чает в себя SB 16 Pro. WT-синтезатор построен
на базе чипа
EMU8000 (32 голоса, 16-разрядные самплы с частотой дискретизации
до 45.4 кГц, поголосовой
эффект-процессор (reverb и/или
chorus/delay) с независимой регулировкой глубины по каждому го-
лосу, резонансный фильтр в каждом голосе с независимой
регули-
ровкой частоты и добротности). Через эффект-процессор может так-
же пропускаться сигнал с FM-синтезатора. Есть выход в стандарте
S/PDIF (выход идет с EMU8000, поэтому на нем есть только сигналы
WT- и FM-синтезаторов). Амплитуда сигнала на выходе нестандар-
тная - 5 В. На плате установлено ПЗУ объемом 1 Мб с самплами ин-
струментов набора GM и ОЗУ на 512 кб для загрузки дополнительных
наборов (банков). Есть также два разъема под 30-контактные SIMM
(80 нс и меньше) общим объемом до 32 Мб (при установке
32 Мб
доступным остается 28); при использовании SIMM встроенные 512 кб
отключаются.
В дополнение к стандартной конфигурации, для EMU8000 используют-
ся адреса, увеличенные на 400, 800 и C00 относительно базового
адреса порта.
Поддержка MIDI - программная, есть драйвера для DOS и Windows.
Драйвер поддерживает контроллеры GS (91/93), в наборе стандар-
тных программ есть основные банки для GS и MT-32. Поддерживается
системой OS/2.
PnP-вариант отличается тем, что в качестве основы
имеет SB 16
PnP и содержит микросхему объемного звучания (3DSound), порт ко-
торой расположен по адресу 100.
Sound Blaster AWE32 Value
Edition (SB AWE32 VE)
Удешевленный вариант. Нет разъема для дочерней платы, разъемов
для SIMM, нет ASP (может устанавливаться), в комплекте нет мик-
рофона и CakeWalk. Интерфейс CD-ROM - IDE.
Sound Blaster 32 (SB 32)
Промежуточный вариант между полной AWE32 и AWE32 VE. Убрана под-
держка ASP, взамен введены разъемы под SIMM, убрано встроенное
ОЗУ на 512 кб. FM-синтезатор отключен от EMU8000 - обработка его
сигнала эффект-процессором невозможна, как и получение в цифро-
вом виде с выхода S/PDIF. Без SIMM WT-синтезатор работает только
с инструментами из ПЗУ.
Ранние варианты собирались на чипе Vibra16 и соответственно
не
имели регуляторов тембра; с осени 1995 выпускается на том же на-
боре чипов, что и новые AWE32. С конца 1996 года выпускается
на
основе разработанной для AWE64 микросхемы CT8903, объединяющей
основной процессор (DSP) карты, синтезатор EMU8000,
и систему
объемного звучания E-mu 3D, и не имеет выхода S/PDIF.
PnP-вариант отличается тем же, что и AWE32 PnP от AWE32.
Модели SB 32 PnP, имеющие микросхему CT8903, полностью програм-
мно совместимы с AWE 64 PnP, за исключением внутренного PnP-кода
модели.
В моделях SB 32 PnP CT-3600 и CT-3620 имеется ошибка в реализа-
ции интерфейса MPU-401: при работе цифрового канала карты
(за-
пись или воспроизведение) внешний MIDI-выход с периодичностью
2-7 секунд повторяет последний выведенный через интерфейс байт,
что может привести к неправильной работе MIDI-устройств, подклю-
ченных через этот интерфейс.
Sound Blaster AWE64 (AWE64)
Модель разработана взамен снятой с производства полной
версии
AWE32 IDE. Синтезатор EMU8000 объединен в
одной микросхеме
(CT8903) с основным процессором карты и снабжен системой созда-
ния эффекта трехмерного звука (E-mu 3D). Несколько снижен
уро-
вень шума. Убраны ASP, выход S/PDIF и разъем для дочерней платы.
Содержит ту же прошивку ПЗУ, что и AWE32, и встроенные
512 кб
ОЗУ. Для расширения памяти используются специальные модули, все-
го может устанавливаться до 28 Мб. CD-интерфейс - IDE.
В комплект входит программный WT-синтезатор WaveSynth/WaveGuide,
частично использующий технологию физического моделирования акус-
тических инструментов, благодаря которой струнные и духовые ин-
струменты звучат более естественно. Синтезатор выполнен
в виде
драйвера для Windows 3.1 и Windows 95, и создает в системе
до-
полнительное MIDI-устройство с полифонией в 32 голоса (возможно
наложение реверберации), используя для вывода звука
цифровой
тракт карты. Когда используется WaveSynth/WG, цифровой
тракт
полностью занят выводом звука и не может быть использован
для
других целей. Для нормальной работы WaveSynth/WG требуется про-
цессор P5-90. WS/WG не использует особенностей AWE64 -
для его
работы достаточно любой 16-разрядной карты, однако драйвер нас-
троен на работу только с AWE64.
Название карты и заявление о 64-голосой полифонии происходят ис-
ключительно от наличия в комплекте WaveSynth/WG - никакой аппа-
ратной поддержки дополнительных 32 голосов карта не имеет.
Карта снабжена богатым набором программного обеспечения
на CD:
интернет-телефон WebPhone, проигрыватель звуковых файлов формата
MPEG-3, аранжировщик Voyetra MIDI Orchestrator и полный комплект
программ от AWE32. В поставку также входит микрофон.
Sound Blaster AWE64 Value
(AWE64 Value)
Новое название для AWE64 для исключения путаницы с AWE64 Gold.
Sound Blaster AWE64 Gold
(AWE64 Gold)
Более профессиональный вариант AWE64. Линейный выход сделан
на
золоченых разъемах RCA, добавлен выход S/PDIF с выведенным нару-
жу разъемом. Убраны выход на наушники
и CD-интерфейс. Объем
встроенной памяти - 4 Мб, расширяется модулями до 28 Мб.
Для всех выпускаемых в настоящее время моделей AWE32 и SB 32 за-
явлено отношение сигнал/шум 75 дБ, кроме модели AWE32
CT3900,
для которой заявлено 80 дБ.
Gravis Ultrasound (GUS, GUS
Classic)
Представляет собой "чистый" WT-синтезатор (нет встроенного
FM-
синтеза, несовместим ни с каким другим семейством карт). Собран
на чипе ICS GF1. Число голосов - от 14 до 32 при частотах
дис-
кретизации от 44.1 кГц до 19.2 кГц соответственно. Цифровое вос-
произведение - 16-разрядное стерео на частотах до 44.1 кГц, циф-
ровая запись - 8-разрядное стерео на этих же частотах (возможна
16-разрядная запись при помощи дополнительной
платы). Эф-
фект-процессора нет. Аппаратно поддерживается дуплекс,
однако
стандартное программное обеспечение его не реализует.
Отдельного цифрового канала на воспроизведение не имеет
- для
проигрывания оцифрованного звука используются каналы синтезатора
с одновременной подгрузкой оцифровки в его ОЗУ. На других
кар-
тах, благодаря наличию отдельного цифрового канала, эта техноло-
гия распространения не получила.
Имеет микрофонный и линейный входы, линейный и усиленный выходы,
разъем MIDI/Joystick.
Поставляется с 256 кб ОЗУ, расширяем до 1 Мб
(DIP-микросхемы
44256 структуры 512k*4), ПЗУ нет. Пpогpаммной обеспечение
ис-
пользует технологию "patch cache" - самплы хранятся на диске,
а
перед проигрыванием нужный набор загружается в ОЗУ. Полный объем
файлов инструментов GM - 5.6 Мб. Для экономии памяти предусмот-
рен режим интерполяции, когда 16-разрядные самплы сворачиваются
в памяти до 8-разрядных с небольшой потерей в качестве.
Обработка MIDI - программная, есть драйвера для DOS и Windows.
Поддерживается ОС Linux. OS/2 не поддерживается, однако есть не-
официальный драйвер, реализующий часть возможностей карты.
Предусмотрена программная эмуляция GM, SB и FM, однако
ее ис-
пользование ограничено из-за конфликтов программ
под DOS. На
практике большинство игр все же либо работают через эмуляторы,
либо самостоятельно поддерживают карту.
Gravis Ultrasound MAX (GUS
MAX)
Улучшенный вариант GUS. Поддерживает запись/воспроизведение
16-разрядного стереозвука с частотой дискретизации
до 48 кГц
(микросхема CS4231). Поставляется с 512 кб ОЗУ (одна микросхема
SOJ структуры 256k*16), расширяется до 1 Мб установкой еще одной
микросхемы. Добавлен MultiCD-интерфейс. Дуплексная.
Частично
совместима с WSS (микросхема CS4231 настроена на нестандартные
адреса портов).
Gravis Ultrasound Extreme
(GUS Extreme)
Вариант обычного GUS, где цифровой канал сделан на
микросхеме
ESS1688, а WT-синтезатор - на GF1. Как результат - полная аппа-
ратная совместимость с обычным GUS в части WT-синтезатора,
и с
системой ESS1688 - в части цифрового канала. ОЗУ - 1 Мб из двух
микросхем SOJ по 512 кб. EIDE-интерфейс. Дуплекная.
Линейный вход, вход микрофона, линейный выход.
Gravis Ultrasound Plug And
Play (GUS PnP)
Качественно новая версия GUS. Синтезатор - AMD InterWave. 32 го-
лоса, до 48 кГц. Имеет встроенное 1 Мб
ПЗУ с инструментами
General MIDI и шестью наборами ударных стандарта GS. Может уста-
навливаться ОЗУ (30-контактные SIMM, до 8 Мб). Поканальный
эф-
фект-процессор: эффекты (reverb, chorus, flanger,
echo, fade)
доступны после установки ОЗУ. Дуплексная. При наличии ОЗУ аппа-
ратно совместима с прежними версиями GUS.
Для инструментов введен новый формат - FFF (набор инструментов,
который может состоять из нескольких MIDI-банков).
Микрофонный и линейный входы, линейный выход. Интерфейс CD-ROM -
IDE.
Заявленное отношение сигнал/шум - 80 дБ.
Gravis Ultrasound Plug And
Play Pro (GUS PnP Pro)
Версия GUS PnP со встроенным ОЗУ на 512 кб. В комплект
входит
микрофон.
Turtle Beach Troрez (TB Troрez)
Частота дискретизации цифрового канала - 48 кГц. Синтезаторы
-
OPL3, ICS WaveFront (практически полностью включает в себя аппа-
ратуру Maui). Объем ПЗУ с инструментами GM - 2 Мб. Может
уста-
навливаться ОЗУ объемом до 12 Мб (30-контактные SIMM, 3 разъема,
70 нс или меньше), поддерживается SampleStore. Эффект-процессора
нет. Интерфейс CD-ROM - IDE. Аппаратно совместим с MPU-401 (мо-
жет работать в режиме GM без программной поддержки); для работы
по MIDI-интерфейсу имеет второй совместимый с MPU-401 порт.
Turtle Beach TBS-2000
Упрощенный вариант TB Tropez. Нет возможности установки ОЗУ, нет
второго порта MPU-401. Дуплексная.
Turtle Beach Tropez
Plus (TB Tropez Plus)
(Serge Britoff) Частота дискретизации от 4 до 48 кГц. Синтезато-
ры - OPL3 (20 независимых стереоголосов) и ICS WaveFront (32 го-
лоса на частоте 33.075 кГц или 24 голоса на частоте 44.1 кГц
).
ПЗУ с инструментами GM - 4 Mб. Sample Store (любой GM инструмент
можно заменить на WAV при наличии ОЗУ), ОЗУ до 12 Mб (30-контак-
тные SIMM с временем доступа не более 70 нс,
3 разъема Эф-
фект-процессор - Yamaha (в Tropez Plus Control Panel можно выс-
тавить один из 8 видов реверберации, один из 8 видов хоруса
и
один из 39 видов других эффектов одновременно, а затем регулиро-
вать глубину каждого из 3-х выбранных эффектов независимо
от
других, недостаток - эффекты устанавливаются для
всех каналов
сразу). Интерфейс CD-ROM - E-IDE. Имеет два MPU-401 MIDI
порта
(внешний - для джойстиков, MIDI - клавиатур и т.д. и внутренний
для wave-table карт и т.д.). Отношение S/N -89дБ. Два линейных и
один микрофонных вход, один линейный выход. Карта PnP - совмес-
тимая, с ней идут драйвера под WIN/WIN 95. Совместима с
SB без
драйверов. Дуплексная.
От автора: в действительности уровень шума карты, особенно с вы-
хода эффект-процессора после синтезатора, значительно превышает
заявленный в документации. Приближенные измерения
показывают
уровень в -50..-60 дБ при записи и еще
больший - с выхода
синтезатора.
Turtle Beach Multisound Monterey
(TB Monterey)
Объединенные на одной плате TB Tahiti и TB Rio. Заявленное отно-
шение сигнал/шум - 95 дБ, коэффициент гармоник - 0.02%.
Turtle Beach Multisound Pinnacle
(TB Pinnacle)
Представляет собой TB Fiji, дополненную синтезатором
Kurzweil
MA-1 - 32 голоса, 44.1 кГц, объем ПЗУ - 2 Мб (сжатый
методом
Kurzweil набор GM из 4 Мб). Схема синтеза допускает сложную мо-
дуляцию параметров звука (запуск, амплитуда, частота, срез/резо-
нанс фильтра) от различных источников (номер ноты, сила
удара,
огибающие, LFO, количество активных голосов в канале и синтеза-
торе и т.п., а также различные функции от этих источников).
Предусмотрена установка до 48 Мб ОЗУ (два разъема под 72-контак-
тные SIMM, FPM, 60 нс) поддерживается SampleStore. Эффект-про-
цессор с 24-разрядной обработкой (reverb, chorus), типы эффектов
общие для всех каналов. Возможна прямая передача цифрового сиг-
нала с выхода синтезатора в компьютер. Дуплексная, PnP.
Несов-
местима с другими моделями.
Заявленное отношение сигнал/шум - 96 дБ.
Aztech WaveRider 32+
Синтезатор - ICS WaveFront (24/32 голоса). Встроенный набор GM в
ПЗУ (2 Мб). Программный MIDI-интерпретатор. Аппаратно совместима
с WSS. MultiCD-интерфейс.
Aztech WaveRider 32+ 3D
Синтезатор - ICS WaveFront (24/32 голоса). Встроенный набор GM в
ПЗУ (1 Мб). Аппаратный MIDI-интерпретатор. Аппаратно совместима
с WSS. EIDE-интерфейс.
Orchid SoundWave 32 (SWave32)
Синтезатор - микропрограммный на ADSP-2115. Встроенный набор - 2
Мб (с компрессией, в ПЗУ объемом 1 Мб): GM, MT-32. Совместима
с
WSS. Интерфейсы - Sony, Mitsumi. Входы - микрофон, линейный, вы-
ходы - линейный, усиленный.
Roland RAP-10
128 инструментов GM, 6 наборов ударных. Нет GS-совместимости.
Эффекты - reverb, chorus. Содержит два 16-разрядных канала запи-
си/воспроизведения (один стереоканал).
Ensoniq Soundscape
Синтезатор - Ensoniq OTTO. 32 голоса, 16 каналов, частота - 44.1
кГц, резонансные фильтры для каждого голоса. General MIDI, объем
ПЗУ - 1 Мб (сжатый формат). Интерфейс с синтезатором - MPU-401,
загружаемая ОС для бортового процессора (Motorola 68EC000). Эму-
лируется совместимый с OPL3 FM-синтез. Эффект-процессора
нет.
Звуковой тракт выполнен на микросхеме AD1848 (совместим с WSS).
Ensoniq Soundscape Elite
Развитие Soundscape - увеличен объем ПЗУ (2 Мб), добавлены новые
инструменты (набор GS, 7 наборов ударных) и программируемый эф-
фект-процессор (reverb, chorus, echo,
delay, distortion,
stereo).
Заявленное отношение сигнал/шум - 83 дБ.
Ensoniq Soundscape VIVO90
Переработанная версия Soundscape. Тот же набор GM с добавлением
6 наборов ударных. Дуплексная, PnP. Звуковой тракт выполнен
на
AD1845 (WSS).
Заявленное отношение сигнал/шум - 90 дБ.
AVM APEX
Звуковой канал выполнен на AD1816 (16 разрядов, до 55 кГц, сов-
местим с SB Pro и WSS). Синтезатор - Kurzweil MA-1 (тот же вари-
ант, что и в Pinnacle), набор GM в ПЗУ объемом 2 Мб, два разъема
для 72-контактных SIMM (до 64 Мб RAM/ROM/EEPROM). Эффект-процес-
сор (reverb - 9 типов, chorus - 8 типов). Возможно подключение
дочерней платы интерфейса S/PDIF. PnP, дуплексная.
MIDI-порт
совместим с MPU-401.
Входы Line/Mic и CD/Aux, линейные выходы с AD1816 (16-разрядный
ЦАП) и MA-1 (20-разрядный ЦАП), разъем Joystick/MIDI.
Заявленное отношение сигнал/шум: для AD1816 - 89 дБ, для MA-1
-
98 дБ.
|