Звуковые платы

Какие методы синтеза звука используются в звуковых платах?

Сейчас таких методов два:

WT (WaveTable - таблица волн) - воспроизведение заранее записан-
ных в цифровом  виде звучаний - самплов (samples). Инструменты с
малой длительностью  звучания  обычно  записываются полностью, а
для остальных может  записываться  лишь начало/конец звука и не-
большая "средняя" часть,  которая  затем проигрывается в цикле в
течение нужного  времени.  Для  изменения высоты звука оцифровка
проигрывается с разной скоростью, а чтобы при этом сильно не из-
менялся характер звучания - инструменты составляются из несколь-
ких фрагментов для разных диапазонов нот. В сложных синтезаторах
используется параллельное проигрывание нескольких самплов на од-
ну ноту  и дополнительная обработка звука (модуляция, фильтрова-
ние, различные  "оживляющие"  эффекты  и т.п.). Большинство плат
содержит встроенный  набор  инструментов  в ПЗУ, некоторые платы
позволяют дополнительно загружать собственные инструменты в ОЗУ,
а платы семейства GUS (кроме GUS PnP) содержат только ОЗУ  и на-
бор стандартных инструментов на диске.

Достоинства метода - предельная реалистичность звучания  класси-
ческих инструментов и простота получения звука. Недостатки - на-
личие жесткого набора заранее подготовленных тембров, многие па-
раметры которых нельзя изменять в реальном времени, большие объ-
емы памяти для самплов (иногда -  до  мегабайт  на  инструмент),
различия в  звучаниях  разных  синтезаторов из-за разных наборов
стандартных инструментов.

Надо заметить, что  в  большинстве музыкальных плат, для которых
заявлен метод синтеза WT, в том числе -  наиболее популярных се-
мейств GUS и  AWE32,  на самом  деле  реализован более старый  и
простой "самплерный" метод, поскольку звук в  них формируется из
непрерывных во времени  самплов,  отчего атака и затухание звука
звучат всегда с одинаковой длительностью, и только средняя часть
может быть произвольной длительности. В "настоящем" WT звук фор-
мируется  как  из параллельных, так и из последовательных  учас-
тков, что дает значительно большее разнообразие, а главное - вы-
разительность звуков.

FM (Frequency Modulation - частотная модуляция) - синтез при по-
мощи нескольких генераторов сигнала (обычно синусоидального)  со
взаимной модуляцией. Каждый генератор снабжается схемой управле-
ния частотой и  амплитудой сигнала и образует "оператор" - базо-
вую  единицу  синтеза. Чаще всего в звуковых картах  применяется
2-операторный (OPL2) синтез и иногда - 4-операторный (OPL3) (хо-
тя большинство  карт  поддерживает режим OPL3, стандартное прог-
раммное обеспечение  для совместимости программирует их в режиме
OPL2). Схема соединения операторов (алгоритм) и параметры каждо-
го оператора (частота,  амплитуда и закон их изменения во време-
ни) определяет  тембр  звучания; количество операторов и степень
тонкости управления ими определяет предельное количество  синте-
зируемых тембров.

Достоинства метода - отсутствие заранее записанных  звуков и па-
мяти для них, большое разнообразие получаемых звучаний, повторя-
емость тембров на различных картах с совместимыми синтезаторами.
Недостатки -  очень  малое  количество "благозвучных" тембров во
всем возможном диапазоне звучаний, отсутствие какого-либо  алго-
ритма  для  их поиска, крайне грубая имитация звучания  реальных
инструментов, сложность реализации тонкого управления оператора-
ми, из-за чего в звуковых картах  используется сильно упрощенная
схема со значительно меньшим диапазоном возможных звучаний.

При использовании  в  музыке  звучаний реальных инструментов для
синтеза лучше всего подходит метод WT;  для  создания  же  новых
тембров более удобен FM, хотя возможности FM-синтезаторов звуко-
вых карт сильно ограничены из-за своей простоты.

Что такое MIDI?

Musical Instrument  Digital Interface - цифровой интерфейс музы-
кальных инструментов. Разработан в 1982 г.  группой ведущих про-
изводителей электронных инструментов для унификации методов  уп-
равления ими и объединения нескольких инструментов в единую сис-
тему.

Под MIDI понимается как способ соединения инструментов - кабели,
разъемы, способ передачи  сигналов  - так и набор команд-сообще-
ний, передаваемых между инструментами. Большинство сообщений пе-
редается в  реальном  времени и отражает воздействия исполнителя
на клавиатуру, педали, регуляторы и прочие органы управления ин-
струментом. Прочие  сообщения служат для установки общих режимов
работы инструмента, переноса параметров звука, оцифровок, парти-
тур и т.п.

В настоящее  время MIDI является обязательным интерфейсом любого
электронного инструмента и стандартным интерфейсом в музыкальных
студиях. С его помощью соединяются не только музыкальные инстру-
менты, но и средства записи, воспроизведения  и обработки звука,
вспомогательная аппаратура. Синтезаторы звуковых карт также  уп-
равляются по MIDI - аппаратно или с помощью программного драйве-
ра-интерпретатора.

Важно понимать, что сам интерфейс MIDI никак не связан со звуча-
нием синтезатора  -  он  позволяет только универсальным способом
управлять его  работой,  а  параметры звучания определяются кон-
струкцией самого синтезатора.

Что такое GM, GS и XG?

GM (General MIDI  -  единый MIDI)  -  стандарт на набор  тембров
("инструментов") в музыкальных синтезаторах. Синтезатор в  стан-
дарте GM  обязан  иметь  128 мелодических инструментов (которыми
можно играть  ноты разной высоты) в каналах 1..9  и 11..16, и 46
ударных инструментов в  канале 10 (своя нота для каждого инстру-
мента). Мелодический набор состоит из 16 групп инструментов (пи-
анино, органы, гитары, струнные, духовые, ударные и т.п.) по 8 в
каждой группе.  За всеми инструментами закреплены номера (напри-
мер, Melodic 0 - Acoustic  Grand  Piano, Melodic 66 - Alto  Sax,
Percussion 35  - Acoustic Bass, Percussion  50 - High  Tom), так
что партитура, подготовленная в GM, будет похоже звучать на раз-
ных  GM-инструментах. К  сожалению,  похожесть  распространяется
только  на  "классические" тембры  -  большинство  синтетических
(Pad/FX) и многие ударные сильно отличаются по скорости нараста-
ния/затухания, громкости, окраске и т.п.

GS (General  Synth - единый  синтез) - стандарт на набор тембров
фирмы Roland. Включает вместе с General  MIDI дополнительные на-
боры  мелодических  и ударных  инструментов,  различные  эффекты
(скрип двери, звук мотора, крики и т.п.), а также дополнительные
способы управления инструментами  через MIDI-контроллеры. Многие
звуковые карты  поддерживают GM по умолчанию,  а GS -  в порядке
расширения.

XG (Extended General - единый  расширенный)  -  новый  стандарт,
включающий несколько сотен мелодических и ударных  инструментов,
применяемых в профессиональной музыке. Содержит значительно  бо-
лее развитые  средства управления синтезом,  чем GM и GS. В час-
тности, стандарт  обязывает  синтезатор иметь по одному резонан-
сному фильтру на канал и три  независимых вида эффект-обработки,
и обеспечивает управление в  реальном  времени атакой/затуханием
звуков, портаменто, параметрами резонансных фильтров, раздельную
настройку ударных звуков, а также подключение множества звуковых
эффектов. Любой MIDI-канал может быть независимо от других уста-
новлен в  режим мелодических или ударных инструментов. Использо-
вание стандарта XG позволяет создавать переносимые MIDI-файлы со
звучанием, приближенным к профессиональному.

В  XG  используется три типа эффект-обработки: reverb, chorus  и
variation. Последний представляет собой набор специальных эффек-
тов, включающий несколько видов  reverb  и chorus, а также echo,
delay,  flanger,  phaser,  rotary speaker, wah-wah,  distortion,
overdrive, equalizer и пр. Параметры каждого  типа обработки ус-
танавливаются независимо;  в  простых  XG-синтезаторах из набора
variation в каждый момент времени может  действовать только один
вид эффекта, в более сложных моделях - два и более. Глубина каж-
дого из эффектов регулируется независимо для каждого канала; эф-
фект variation может применяться  к  одному или всем каналам од-
новременно.

Какова структура современных звуковых плат?

Все звуковые платы по назначению можно разделить на три группы:

- чисто звуковые, содержащие только  тракт  цифровой записи/вос-
произведения. Эти  платы позволяют только записывать или воспро-
изводить непрерывный звуковой поток, наподобие магнитофона.  Вся
работа по запоминанию записываемого и подготовке воспроизводимо-
го потока возлагается на  программное  обеспечение; оцифрованный
звук при этом в самой плате не хранится. Некоторые звуковые пла-
ты имеют встроенные сигнальные процессоры для  обработки звука в
процессе его записи или воспроизведения.

- чисто музыкальные,  содержащие только музыкальный  синтезатор.
Такие платы ориентированы прежде всего на генерацию относительно
коротких музыкальных  звуков по командам от центрального процес-
сора;  сами  звуки при этом либо создаются параметрически,  либо
воспроизводятся оцифровки, заранее помещенные в память  синтеза-
тора (ПЗУ или ОЗУ). Музыкальные платы не имеют возможности запи-
си звука и, даже при наличии ОЗУ в синтезаторе, не рассчитаны на
воспроизведение непрерывного звукового потока, хотя иногда этого
можно добиться  при помощи особых методов. Некоторые музыкальные
платы содержат эффект-процессор для обработки создаваемого  зву-
ка.

- комбинированные, или звуко-музыкальные, с объединенным на  од-
ной плате  цифровым  трактом  и музыкальным синтезатором. Обычно
под словом  "синтезатор"  подразумевается  WT;  платы  только  с
FM-синтезатором, который сильно ограничен для музыкального  при-
менения, чаще всего относят к категории чисто звуковых.

По конструкции все платы делятся на обычные, или основные, назы-
ваемые по традиции "картами", которые вставляются  в разъем сис-
темной магистрали (обычно ISA), и дочерние,  подключаемые к спе-
циальному 26-контактному разъему на основной карте. По сути, до-
черняя плата как бы  "надевается"  на разъем, удерживаясь на нем
только силой трения  контактов  и фиксирующих штифтов, образуя с
основной картой своеобразный "бутерброд".

Из-за ограничений  интерфейса  между основной и дочерней платами
дочерние  платы  могут быть только чисто музыкальными -  никаких
возможностей  по  записи/воспроизведению  звукового  потока  они
иметь не могут.

В комбинированных картах можно выделить четыре более-менее неза-
висимых блока:

1. Блок цифровой записи/воспроизведения, называемый также цифро-
вым  каналом,  или  трактом, карты. Осуществляет  преобразования
аналог->цифра и  цифра->аналог в режиме программной передачи или
по DMA.  Состоит  из узла, непосредственно выполняющего аналого-
во-цифровые преобразования -  АЦП/ЦАП (международное обозначение
- coder/decoder, codec), и узла управления.  АЦП/ЦАП либо интег-
рируется в состав одной из микросхем карты, либо применяется от-
дельная микросхема (AD1848, CS4231, CT1703 и  т.п.). От качества
применяемого АЦП/ЦАП во многом зависит качество оцифровки и вос-
произведения звука; не меньше зависит она и от  входных и выход-
ных усилителей.

Цифровой  канал  большинства  распространенных карт (кроме  GUS)
совместим с Sound Blaster Pro (8 разрядов, 44 кГц - моно, 22 кГц
- стерео).

Разрядность оцифровки, передаваемой по каналу DMA, не зависит от
разрядности самого  канала  и  определяется только возможностями
карты.

2. Блок синтезатора.  Построен либо на базе микросхем FM-синтеза
OPL2 (YM3812) или OPL3 (YM262), либо на базе микросхем WT-синте-
за (GF1, WaveFront, EMU8000 и т.п.), либо того и другого вместе.
Работает  либо  под управлением драйвера (FM, большинство WT)  -
программная реализация MIDI, либо  под  управлением собственного
процессора  -  аппаратная  реализация. Почти все  FM-синтезаторы
совместимы между собой, различные WT-синтезаторы - нет. Большин-
ство WT-синтезаторов  содержит встроенное ПЗУ со стандартным на-
бором инструментов General  MIDI  (128 мелодических и 37 ударных
инструментов), а  также  ОЗУ для загрузки дополнительных оцифро-
ванных звуков, которые будут использоваться при исполнении музы-
ки.

3. Блок  MPU.  Осуществляет прием/передачу  данных  по  внешнему
MIDI-интерфейсу, выведенному  на  разъем  MIDI/Joystick и разъем
для дочерних MIDI-плат. Обычно  более  или менее совместим с ин-
терфейсом MPU-401,  но  чаще всего требуется программная поддер-
жка.

4. Блок микшера. Осуществляет  регулирование уровней, коммутацию
и сведение используемых  на  карте аналоговых сигналов. В состав
микшера входят предварительные, промежуточные и выходные  усили-
тели звуковых сигналов.

В дочерних  платах  основными  блоками являются собственно музы-
кальный синтезатор  и  блок MIDI-интерфейса, через который плата
получает MIDI-сообщения с основной карты. Синтезатор обязательно
имеет ПЗУ различного объема; наличие ОЗУ  возможно, но неудобно,
поскольку MIDI  является достаточно медленным для загрузки оциф-
ровок интерфейсом. Синтезированный звук возвращается в  основную
карту по аналоговому стереоканалу.

Почему один и тот же MIDI-файл на разных картах звучит по-разному?

Это объясняется тем, что даже  в  General  MIDI  стандартизованы
только названия инструментов  и  тембров, а их окраска, яркость,
развитие во времени, громкость по умолчанию  и прочие "второсте-
пенные"  параметры  выбираются по  вкусу  производителями  карт.
Из-за этого, например, на другой  карте  фоновые  скрипки  могут
оказаться существенно  громче  и  "задавить" сольную партию, или
чрезмерно сильная  модуляция  инструмента по умолчанию - вызвать
биения и  диссонансы  в  аккордах.  "Cинтетические" тембры могут
оказаться совершенно другого  вида,  звонкий на одной карте звук
может быть глухим на другой, спад громкости после нажатия клави-
ши может быть быстрее или медленнее,  несоответствия ударных мо-
жет вообще испортить весь рисунок, и т.п. В общем случае относи-
тельно похоже звучат только чисто фортепианные партитуры.

Нередко бывает и  так, что MID-файл, приятно звучащий на посред-
ственной WT-карте, при воспроизведении на более дорогой и качес-
твенной превращается в какофонию - по той же  причине. Это каса-
ется и загрузки  новых  "стандартных" наборов инструментов в ОЗУ
карт; при этом  может совершенно измениться звучание карты - как
в лучшую, тах и в худшую сторону.

Что такое MPU-401 и MT-32?

Это продукты  фирмы  Roland,  ставшие фактическим стандартом для
многих звуковых карт IBM PC:

MPU-401 (MIDI  Processing  Unit  -  устройство MIDI-обработки) -
плата MIDI-интерфейса для IBM PC. Полный  вариант MPU-401 содер-
жит UART (Universal Asynchronous Receicer/Transmitter -  универ-
сальный асинхронный приемопередатчик, УАПП), вход/выход сигналов
токовой петли и встроенный  процессор  обработки MIDI-сообщений.
Интерфейс  может  работать  либо   в   интеллектуальном  (Smart,
Intelligent) режиме, либо в базовом (Dump), называемом также ре-
жимом простого приемопередатчика  -  UART. В режиме Smart задей-
ствуется встроенный процессор, способный выбирать из всего пото-
ка только нужные MIDI-сообщения, преобразовывать формат  сообще-
ний, автоматически  передавать сообщения синхронизации и т.п.; в
режиме Dump работает только приемопередатчик, передавая и прини-
мая все MIDI-сообщения без изменений.

Компьютер с MIDI-интерфейсом становится полноправным устройством
в MIDI-сети,  и  может соединяться с клавиатурами, секвенсорами,
синтезаторами, другими компьютерами  (не обязательно IBM-совмес-
тимый), и может  выступать  как источником MIDI-сообщений, так и
их приемником (например, играть через звуковую карту по командам
от другого MIDI-устройства).

MT-32 - тонгенератор (внешний модуль-синтезатор с MIDI-интерфей-
сом).  Для  сопряжения с компьютером поставляется с платой  типа
MPU-401,  но  может использоваться  и  самостоятельно.  Содержит
восьмиканальный WT-синтезатор, в каждом канале может одновремен-
но звучать  до 16 нот (всего может звучать  до 32 нот). Частично
совместим по раскладке  инструментов  с GM. Имеет 128 мелодичес-
ких, 30 ударных инструментов и  33  звуковых  эффекта.  Содержит
встроенный ревербератор.

В описаниях большинства звуковых карт упоминается о совместимос-
ти с MPU-401 и MT-32. Однако  аппаратный MIDI-интерфейс большин-
ства карт реализован на сигналах ТТЛ, а не токовой петли,  как в
MPU-401, и  для  подключения  MIDI-устройств необходим адаптер с
преобразователем "ТТЛ -  токовая  петля". Кроме этого, во многих
простых картах реализован так называемый интерфейс SBMIDI, прин-
ципиально несовместимый  по  управлению с MPU-401. Обычно утвер-
ждение "MPU-401 compatible" означает программную совместимость с
режимом простого приемопередатчика MPU-401.

Совместимость с MT-32 означает поддержку инструментов  с теми же
номерами и похожими тембрами, но не гарантирует отработку SysEx.
 

Что такое Reverb и Chorus?

Это названия звуковых эффектов:

Reverberation (повторение) - эффект отзвука, эха, создающий впе-
чатление "объемности" звука ("эффект зала"). Реализуется при по-
мощи многократных  повторений  звука с небольшой задержкой между
ними.

Chorus (хор)  - эффект "размножения" инструмента, создающий впе-
чатление игры ансамбля, а при воспроизведении  голоса - хорового
пения. Реализуется  копированием  сигнала  с небольшим временным
сдвигом, возможно -  в  разные стереоканалы для придания "объем-
ности".

В GS (а также в GM многих карт) глубина этих  эффектов регулиру-
ется MIDI-контроллерами 91 и 93.
 

Что такое Polyрhony и Multi-timbral?

Polyрhony  (полифония,  многоголосие) -  максимальное количество
простейших звуков, которое синтезатор  может  воспроизводить од-
новременно. Оно определяется  количеством внутренних генераторов
синтезатора (реальных или виртуальных). Хорошей считается  поли-
фония 32 и больше.

Полифония не обязательно означает количество одновременно звуча-
щих нот. Один инструмент может состоять  более,  чем  из  одного
простого звука,  причем количество звуков в различных инструмен-
тах может быть разным - это приводит к соответствующему уменьше-
нию количества одновременно звучащих нот.

Multi-timbral (многотембровость)  - максимальное количество  ин-
струментов, которые могут использоваться  одновременно,  без пе-
реключений. Обычно это число равно 16 - количеству MIDI-каналов.
Напрямую  оно  никак не связано с полифонией, однако  аппаратура
синтезатора общая для всех инструментов, и игра большим количес-
твом инструментов может приводить к переполнению  голосов и про-
паданию отдельных нот.

Какие параметры характеризуют звуковую карту?

Основные параметры - разрядность, максимальная частота дискрети-
зации, количество  каналов (моно или стерео), параметры синтеза-
тора, расширяемость, совместимость.

Под разрядностью  карты  имеется  в  виду  разрядность цифрового
представления звука  - 8 или  16 бит. 8-разрядные карты дают ка-
чество звука,  близкое  к телефонному; 16-разрядные уже подходят
под определение  "Hi-Fi" и теоретически могут обеспечить студий-
ное качество  звучания,  хотя  практически это реализуется очень
редко. Разрядность представления звука не имеет  никакой связи с
разрядностью системной шины для карты, однако  карта для 32-раз-
рядной шины  MCA, EISA, VLB или  PCI будет работать  с несколько
меньшими накладными расходами  на запись/воспроизведение оцифро-
ванного звука, чем карта для ISA.

Максимальная частота дискретизации (оцифровки) определяет макси-
мальную частоту  записываемого/воспроизводимого сигнала, которая
примерно равна половине частоты  дискретизации.  Для записи/вос-
произведения речи  может  быть  достаточно  6-8  кГц, для музыки
среднего качества  - 20-25 кГц, для высококачественного звучания
необходимо 44 кГц и больше.  В  некоторых  картах можно повысить
частоту дискретизации ценой отказа от стереозвука: два канала по
22 кГц, либо один канал на 44 кГц.

Параметры  синтезатора  определяют  возможности карты в  синтезе
звука и музыки. Тип синтеза -  FM или WT - определяет вид звуча-
ния музыки: на FM-синтезаторе инструменты звучат очень бедно, со
"звенящим" оттенком,  имитация классических инструментов  весьма
условна;  на  WT-синтезаторе  звучание более "живое",  "сочное",
классические инструменты звучат естественно,  а  синтетические -
более приятно,  на  хороших WT-синтезаторах может даже создаться
впечатление  "живой  игры"  или  "слушания  CD".  Число  голосов
(рolyрhony) определяет  предельное количество элементарных  зву-
ков, могущих звучать одновременно. Объем ПЗУ или ОЗУ WT-синтеза-
тора говорит о количестве различных инструментов или качестве их
звучания (ПЗУ на  4 Мб может содержать 500 инструментов среднего
качества или  обычный, но хороший GM),  но большой объем  ПЗУ не
означает автоматически  хорошего  качества  самплов, и наоборот.
Для собственного музыкального творчества большое значение  имеют
возможности синтезатора по обработке  звука  (огибающие, модуля-
ция, фильтрование, наличие эффект-процессора),  а  также возмож-
ность загрузки новых инструментов.

Расширяемость определяет возможности по подключению дополнитель-
ных устройств,  установке  микросхем,  расширению объема ПЗУ или
ОЗУ и т.п.  На многих картах есть 26-разрядный внутренний разъем
для подключения  дочерней  платы,  представляющей собой дополни-
тельный WT-синтезатор.  Практически  на каждой карте есть разъем
для подключения  CD-ROM  с  интерфейсом Sony, Mitsumi, Panasonic
или IDE (сейчас  популярны  в основном последние два; IDE-интер-
фейс многих карт допускает подключение винчестера), бывают разъ-
емы цифрового выхода (SPDIF) для подключения к студийному обору-
дованию, разъемы для подключения модема и другие. Некоторые кар-
ты допускают установку  DSP  и дополнительной памяти для самплов
WT-синтезатора.

Под совместимостью  сейчас чаще всего понимается совместимость с
моделями  Sound  Blaster - обычно SB  Pro  и SB 16 (последняя  -
только  для  карт  производства  Creative и карт  на  микросхеме
Creative Vibra 16). Совместимость с SB Pro подразумевает совмес-
тимость и  с AdLib  - одной из первых звуковых  карт для IBM PC.
Основные отличия SB 16 от  SB  Pro: SB Pro - 8-разрядная  карта,
допускает запись/воспроизведение одного канала  с  частотой дис-
кретизации 44.1  кГц либо двух  каналов с частотой 22.05 кГц; SB
16 - 16-разрядная карта, допускает запись/воспроизведение с час-
тотой до 44.1 кГц, имеет  автоматическую  регулировку  уровня  с
микрофона и программную регулировку тембра. Обе карты имеют сте-
реофонический  FM-синтезатор  (OPL3). Многие  SB Pro-совместимые
карты  на  самом деле 16-разрядные, но большинство программ  ис-
пользует их только  в  8-разрядном режиме SB Pro.

Определенное значение  имеет программная совместимость  MIDI-ин-
терфейса с MPU-401, позволяющая использовать внешний  инструмент
с программами, не имеющими специальных драйверов для MIDI-интер-
фейса карты (в основном это - старые программы для DOS). При ра-
боте в Windows эта совместимость обычно несущественна, ибо почти
каждая карта имеет в комплекте набор драйверов для Windows.

Совместимость карты  с  Windows  Sound System понимается двояко:
программная  -  возможность  работы под управлением  собственных
драйверов в  16-разрядном режиме на  48 кГц, и аппаратная - воз-
можность настройки на  стандартные  для WSS параметры (порт 530,
IRQ 10 и т.п.) и отработку команд стандарта WSS.

Что представляет собой дочерняя MIDI-плата?

Дополнительный MIDI-синтезатор, подключаемый  к специальному 26-
контактному разъему на основной карте, который обычно называется
Wavetable Connector  (название  происходит от того, что большин-
ство дочерних плат  использует  метод синтеза WT и предназначены
для расширения  простых  карт  с  методом  FM) или Daughterboard
Connector. Еще  одно  название  разъема  - Waveblaster Connector
(разъем был введен в модели Creative SB 16  и предназначался для
подключения платы Creative Waveblaster).

Интерфейс для дочерней платы состоит из  цепей питания, MIDI-вы-
хода (иногда  -  и  MIDI-входа), и стереофонического аналогового
входа для звукового сигнала с платы. Плата получает MIDI-сообще-
ния, посылаемые основной картой, на их основе синтезирует звук и
передает его по звуковым цепям в микшер основной карты.

Конструктивно дочерние платы выполняются таким образом, чтобы их
можно было непосредственно надеть на разъем основной карты, зак-
репив специальными штифтами, для которых в большинстве карт пре-
дусмотрены отверстия.  Однако  существуют карты, разъемы для до-
черних плат на  которых рассчитаны только на миниатюрные платы и
расположены нестандартно, что  не  позволяет надеть на них плату
стандартного формата (140 x 90 мм).

Поскольку дочерняя карта представляет собой самостоятельный син-
тезатор, аналогичный по принципу работы музыкальным тонгенерато-
рам, эффект от подключения платы полностью аналогичен эффекту от
подключения  внешнего  синтезатора  или тонгенератора к  разъему
MIDI/Joystick.

Никакого дополнительного программного обеспечения  для  работы с
дочерней платой не требуется - предназначенные ей MIDI-сообщения
просто посылаются на внешний MIDI-порт основной карты (на картах
с раздельными  MIDI-портами для этого нужно выбрать внутренний).
Однако любая дочерняя плата, как и любой синтезатор, может иметь
свои особенности в  настройке, поэтому для удобства работы с та-
кими платами  могут существовать специальные драйверы и управля-
ющие программы.

Поскольку большинство  дочерних  плат  работают  только на прием
MIDI-сообщений, для них не существует возможности программно оп-
ределить наличие платы  на разъеме. Это означает, что после под-
ключения карты  никакие  системные установки или списки ресурсов
не могут измениться сами собой -  необходима ручная перенастрой-
ка системы.

Так как подключение дочерней платы фактически добавляет в систе-
му еще один  независимый  синтезатор, при этом расширяется набор
встроенных инструментов, увеличивается  количество  одновременно
звучащих нот, становятся доступными новые возможности и т.п. По-
является возможность использовать более  одного  синтезатора при
проигрывании MIDI-файлов  -  для  этого нужно поменять раскладку
инструментов по каналам (например, в Windows 95 это делается при
помощи закладки MIDI в Control Panel -> Multimedia).

К сожалению, практически не имеет смысла подключать качественные
дочерние платы к простым  основным  картам типа Sound Galaxy или
Edison Gold, поскольку у них чаще всего низкокачественные анало-
говые цепи, и хороший звук с дочерней платы будет безнадежно ис-
порчен.
 

Что такое DSP, ASP и CSP, и зачем они нужны?

DSP (Digital Signal Processor - цифровой сигнальный процессор) -
специализированный быстродействующий процессор, используемый для
сложной обработки звука в реальном времени. При помощи DSP обыч-
но реализуются звуковые  эффекты  типа Reverb/Chorus и других, а
также другие  виды  обработки  звука  -  компрессия, распознава-
ние/синтез речи, моделирование акустики помещений и т.п. DSP мо-
жет быть встроенным или съемным - в последнем случае при его ус-
тановке у карты появляются дополнительные возможности или расши-
ряются существущие.

На всех SB-совместимых  картах  DSP (в виде отдельной микросхемы
или встроенный в общий чип) управляет оцифровкой/воспроизведени-
ем, компрессией/декомпрессией, а  также  обменом по MIDI в обход
схемы MPU-401.

ASP (Advanced  Signal  Processor  - продвинутый (усиленный) сиг-
нальный процессор) и CSP (Creative Signal Processor - сигнальный
процессор Creative) - названия одного и того же специализирован-
ного DSP  фирмы Creative Labs (микросхема CT1748), используемого
в некоторых картах типа Sound Blaster. Его наличие позволяет ис-
пользовать дополнительные  методы  сжатия  звука, увеличить ско-
рость сжатия, повысить скорость и надежность распознавания речи.
В ранних моделях SB на ASP при помощи программной загрузки пара-
метров был реализован QSound - алгоритм обработки звука для при-
дания ему большей пространственности; в новых моделях SB PnP это
делает процессор 3DSound.

ASP обрабатывает только смешанный звук со всех источников карты,
поэтому выборочного влияния на звучание встроенных FM- и WT-син-
тезаторов он не оказывает.

Что такое Full Duplex?

Полный дуплекс -  способность  карты и ее драйверов одновременно
воспроизводить и записывать звук. Обычно для  этого нужна однов-
ременная поддержка картой двух каналов DMA, либо наличие больших
буферов внутри звукового  процессора.  На картах Sound Blaster в
этом режиме воспроизведение обычно идет по 16-разрядному каналу,
а запись - по 8-разрядному.

Что такое S/PDIF?

S/PDIF (Sony/Philiрs Digital Interface Format - формат цифрового
интерфейса фирм Sony и Philiрs) - цифровой интерфейс для переда-
чи звуковых сигналов. Представляет собой электрически упрощенный
вариант студийного интерфейса AES/EBU (Audio Engineers Society /
European Broadcast Union - общество звукоинженеров / европейское
вещательное объединение), и используется  для  передачи звуковых
сигналов в цифровой форме между блоками  бытовой аппаратуры, DAT
(Digital Audio Tape - цифровой звуковой  магнитофон), для вывода
сигнала с компакт-дисков и т.п.

Интерфейс используется также  в  звуковых картах SB AWE32, AWE64
Gold, в расширенных версиях TB Pinnacle и Fiji.

Как снизить уровень наводок от аппаратуры компьютера на карту?

Универсального метода  не  существует.  Каждый конкретный случай
определяется типами  и  даже экземплярами конкретной карты, сис-
темной платы, видеоадаптера, блока питания и  т.п. Вначале имеет
смысл определить, по какой из цепей идут помехи,  при помощи ре-
гуляторов уровней  в микшере. Ненужные входы (особенно микрофон-
ный) вообще рекомендуется сразу отключать или ставить на них ну-
левой уровень громкости.

Если при нулевых уровнях всех  входов  помехи  остаются - скорее
всего, дело в наводках на саму карту. Нужно поэкспериментировать
с перестановкой карт в разъемах,  например,  звуковую  - в самый
дальний, а  все остальные -  в другой конец, или наоборот. Нужно
также  попробовать  отключить все  дополнительные  устройства  -
CDROM, стример, винчестер  и т.п. - которые могут служить источ-
никами наводок;  некоторые приводы генерируют помехи при наличии
электрического контакта с корпусом компьютера -  их придется ус-
тановить через прокладки. Это относится  и  к  системной плате -
при наличии контакта с корпусом в точках крепления она также мо-
жет способствовать  помехам.  Иногда помехи возникают в некачес-
твенных блоках  питания,  вентиляторах  охлаждения блока питания
или процессора, в плохо спроектированных видеокартах,  системных
платах и т.п.

Внешние помехи чаще всего возникают при подключении CDROM к зву-
ковому входу. Их источником может  быть  сам  CDROM или звуковой
кабель. Кабель желательно использовать экранированный - скручен-
ные провода  больше  подвержены помехам извне. Можно попробовать
отсоединить по очереди с  одной  из сторон общие провода (экран)
кабеля, оставив соединение с корпусом  только  в  одном из разъ-
емов. Также имеет  смысл проложить кабель так, чтобы он проходил
максимально близко от корпуса и максимально  далеко от устройств
компьютера.

Может случиться и так, что данная модель звуковой  карты сама по
себе плохо спроектирована или разведена, отчего  ловит свои соб-
ственные наводки. От этого можно избавиться  только заменой кар-
ты.

Чем PnP-карты отличаются от обычных?

Прежде всего - способом настройки  адресов  портов,  линий IRq и
каналов DMA. На  обычных картах эти параметры задаются либо жес-
тко, либо  перемычками, либо записываются в EEPROM (Electrically
Erasable Programmable Read Only Memory - электрически репрограм-
мируемое постоянное запоминающее устройство, ЭРПЗУ). В  PnP-кар-
тах они  устанавливаются  при инициализации диспетчером PnP; это
может  быть  PnP BIOS, специальная утилита для конфигурации  или
драйвер  с  поддержкой PnP. До этой инициализации PnP-карта  "не
видна" процессору, и обычные программы не смогут с нею работать.

Кроме этого,  PnP-карта  часто  представляет собой новый вариант
обычной карты, поэтому  может  довольно сильно отличаться от нее
своими возможнстями и характеристиками.

Что такое Retail- и OEM-варианты?

Retail - вариант для розничной продажи, состоящий из карты, пол-
ного комплекта программного обеспечения и документации,  хорошей
упаковки и возможных приложений (кабели, переходники,  микрофон,
дополнительные программы, CD и т.п.). Объявленная производителем
цена относится к этому варианту поставки.

Original  Equipment Manufacturer  -  производитель  собственного
оборудования. Поставка  предназначена для организаций,  выпуска-
ющих компьютеры  собственного  изготовления  или сборки, и пред-
ставляет собой  саму  карту  в  комплекте  с минимальным набором
программного обеспечения и документации,  в  простейшей упаковке
или вообще без нее, и  обходится  дешевле,  чем  Retail-вариант.
OEM-наборы, прошедшие  цепочку  продавцов, могут доходить до ко-
нечного  покупателя   перекомплектованными  или  некомплектными.
OEM-платы, продаваемые в розницу, могут вообще не комплектовать-
ся программным обеспечением - при поставке партии OEM-плат к ней
прилагается  только  один комплект  обеспечения, предназначенный
для предпродажной установки на собранный компьютер. В таких слу-
чаях торгующие фирмы обычно записывают его  на дискеты покупате-
ля, хотя могут этого и не делать.

Варианты Retail и OEM не имеют никакого отношения к конструктив-
ному исполнению плат  - это только способы их комплектации, пос-
тавки и  гарантийного обслуживания фирмой-изготовителем.  Однако
не исключено  подпольное  копирование популярных плат и последу-
ющая продажа их под маркой фирменных OEM-вариантов.

Что такое эффект-процессор и зачем он нужен?

Это один или несколько DSP, предназначенных для обработки звука.
Эффекты Reverb  и Chorus сейчас являются практически стандартны-
ми; мощные процессоры предоставляют и  другие  типы  эффектов  -
Flanger, Phaser, Distortion, Echo, Delay и т.п. В зависимости от
сложности процессора может управляться только наличие/отсутствие
эффекта, его  глубина, а в  наиболее сложных - и различные пара-
метры, существенно влияющие на окраску звука.

Одни эффект-процессоры  требуют установки всех режимов до начала
вывода звука, другие допускают их регулировку  в реальном време-
ни, что очень важно для управления динамикой звука.

Различаются общие, поканальные  и поголосовые эффект-процессоры.
Первые обрабатывают  звук, объединенный со всех каналов синтеза-
тора, вторые - звучание отдельных MIDI-каналов,  третьи - звуча-
ние отдельных  голосов  синтезатора. Количество и типы эффектов,
которые могут  быть  одновременно  применены  к  различным кана-
лам/голосам,  зависит  от  мощности процессора; сложные  эффекты
обычно не могут быть применены к множеству каналов сразу. Много-
секционные процессоры допускают разделение секций между  канала-
ми, позволяя задавать  либо  простые эффекты для многих каналов,
либо сложные  -  для  одного-двух.  Эффектпроцессор  может также
иметь отдельные  секции для каждого голоса  - в этом  случае все
голоса могут иметь независимую глубину или параметры эффектов.

Каковы основные характеристики распространенных карт?

Все современные карты, имеющие тракт цифровой записи/воспроизве-
дения, поддерживают частоты дискретизации до 44.1 кГц (некоторые
- до 48 или 56  кГц),  по двум каналам (стерео), с  разрядностью
оцифровки 8 или 16; 8-разрядные карты сейчас уже не выпускаются.
Почти все карты имеют 20-голосный FM-синтезатор  OPL3 (кроме се-
мейства GUS),  MIDI-интерфейс,  более  или  менее  совместимый с
MPU-401,  разъем  MIDI/Joystick,  те  или  иные  интерфейсы  для
CD-ROM. Все  выпускаемые  в  настоящее  время карты производства
Creative  Labs  (Sound Blaster) совместимы с SB 16,  большинство
остальных  совместимы  с  SB  Pro  (за  исключением  кодирования
ADPCM). Поэтому  короче будет перечислить основные отличия попу-
лярных карт друг от друга:
 

                Чисто звуковые карты

        Creative Sound Blaster (SB, SB 1.0)

Первая модель  звуковой карты с записью/воспроизведением для PC.
Разрядность оцифровки - 8 бит, при  ADPCM - 4 (2:1), 2.6 (3:1) и
2 (4:1)  бит. Частота дискретизации  при записи - 4..11 кГц, при
воспроизведении -  4..22  кГц.  FM-синтезатор - микросхема OPL2.
Содержит встроенные  интерфейсы джойстика и SBMIDI. Обычно зани-
мает адреса 200-207 (джойстик), 220-22F  (OPL,  микшер,  DSP)  и
388-389 (копия OPL для совместимости с Ad Lib). Стандартная кон-
фигурация  (также  для всех остальных карт Sound Blaster):  порт
220, IRq 5, DMA 1.

В настоящее время не выпускается.
 

        Creative Sound Blaster 2.0 (SB 2.0)

Вариант с частотой дискретизации при записи до 15 кГц и при вос-
произведении - до 45.4 кГц.

В настоящее время не выпускается.
 

        Creative Sound Blaster Pro (SB Pro)

Первая стереофоническая модель SB, взятая за основу SB-совмести-
мости. Частота дискретизации  в обоих режимах - 4..45.4 кГц, при
работе со стерезвуком преобразование выполняется поочередно  для
каждого канала,  поэтому  максимальная частота для стереозвука -
22.05 кГц. FM-синтезатор собран на двух микросхемах OPL2, каждая
из которых подключена к своему стереоканалу,  поэтому каждый ин-
струмент может звучать либо только слева, либо только справа.

Вход микрофона (моно),  линейный  вход, линейный выход, выход на
наушники.

В настоящее время не выпускается.
 

        Creative Sound Blaster Pro II (SB Pro II)

Вариант SB Pro с синтезатором на микросхеме OPL3.

В настоящее время не выпускается.
 

        Creative Sound Blaster 16 (SB 16)

Базовая модель  серии SB 16.  Ограниченно совместима с SB Pro II
(не поддерживается  режим работы с цифровым стереозвуком, приня-
тый в SB Pro,  по  всем остальным режимам совместимость полная).
Частота дискретизации в  любом режиме - 4..45.4 кГц, введены ре-
жим 16-разрядной записи/воспроизведения  и управляемый регулятор
тембра по низким и высоким частотам. Добавлена аппаратная эмуля-
ция MPU-401  (режим  UART, использующий основное прерывание кар-
ты). Имеет разъем  для установки ASP, разъем для дочерней платы.
Интерфейс CD-ROM  -  Panasonic.  Вход микрофона (моно), линейный
вход, линейный выход, выход на наушники. В некоторых моделях нет
линейного выхода, в  некоторых - выхода на наушники. В некоторых
моделях есть ручной регулятор громкости. В дополнение к стандар-
тной конфигурации используются канал DMA 5 (16-разрядный звук) и
адреса портов 330-331 (MPU-401). Дуплексная.
 

        Creative Sound Blaster 16 Value Edition (SB 16 VE)

Удешевленный вариант SB 16. Нет разъемов для ASP и дочерней пла-
ты. Интерфейс CD-ROM - IDE или Panasonic.
 

        Creative Sound Blaster 16 Pro (SB 16 Pro или SB 16 ASP)

SB 16 с  установленным ASP, микрофоном и программой Voice Assist
(для  распознавания  речи и подачи команд голосом) в  комплекте.
Интерфейсы CD-ROM - Panasonic и IDE.
 

        Creative Sound Blaster 16 Vibra (SB 16 Vibra)

Аналог SB 16  VE, собранный на  одном большом чипе  Vibra16  или
Vibra16s.  Нет  программной  регулировки тембра и  коэффициентов
усиления (Gain). Кроме этого, чип Vibra16s сейчас устанавливает-
ся на многие системные платы и комбинированные видеокарты, обра-
зуя как бы встроенный SB16 Vibra.

Существуют также карты на основе чипа Vibra16c, который содержит
встроенный FM-синтезатор OPL3 и логику PnP.

С некоторыми OEM-вариантами различных моделей SB 16 поставляется
программное обеспечение, устанавливаемое в каталог Vibra16.  Это
имя каталога не имеет никакой связи с действительным типом карты
- все модели SB 16 совместимы  между собой, и к ним может прила-
гаться один комплект дискет.
 

        Creative Sound Blaster 16 Plug And Play (SB 16 PnP)

Автоматически настраиваемый  вариант  SB  16.
 
 

Для всех выпускаемых в настоящее  время  моделей  SB 16 заявлено
отношение сигнал/шум 75 дБ.
 

        Aztech Sound Galaxy Basic 16 (SG Bas16)

Простейшая 16-разрядная  карта  из  семейства Sound Galaxy. Есть
разъем для дочерней платы (без MIDI-входа),  интерфейсы CD-ROM -
Mitsumi и  Panasonic.  Микрофонный вход (стерео), линейный вход,
линейный выход, выход на наушники.  Есть  режим  эмуляции  Covox
(8-разрядный порт с прямым выходом на ЦАП). Полностью совместима
с Windows Sound System (WSS).
 

        Aztech Sound Galaxy 16 Pro (SG 16 Pro)

Почти то же самое,  но  с полным MCD-интерфейсом (Sony, Mitsumi,
Panasonic). Совместима с WSS.
 

        Карты на микросхемах ESS (Edison Gold 16,
        Edison Platinum 16, Magique 16 и т.п.)

Серия карт различных производителей и конфигураций, объединенная
основной микросхемой  типа  ESS  (Enhanced Sound Source). Обычно
есть разъем  для  дочерней  платы,  MultiCD-интерфейс, на Edison
Gold  может   быть   также   интерфейс  для  дочернего  адаптера
SCSI/SCSI-2 или  IDE.  MIDI-интерфейс  в  вариантах  на ESS688 -
SBMIDI,  на  ESS1688 - аппаратно совместимый с MPU-401.  ESS1688
также имеет возможность программного выбора адресов портов и со-
держит 72-операторный FM-синтезатор (ESFM).  В  ESS1788 включена
поддержка PnP, в ESS1868 - дуплекса, а ESS1888 содержит встроен-
ный RISC-процессор для обработки звука.
 

        Edison Sapphire 16

Плата на микросхеме Vibra16s, за счет  чего полностью совместима
с SB 16.
 

        Карты на микросхемах OPTi 82C929, 82C930, 82C931

Аппаратно совместимы с WSS и  MPU-401.  Обычно  имеют разъем для
дочерней  платы  и MultiCD-интерфейс. Варианты на 82C931 -  PnP,
обычно  имеют  только IDE-интерфейс. Карта Edison Crystal 16  на
82C931 не имеет разъема для дочерней платы.
 

        Pro Audio Sрectrum 16 (PAS 16)

Еще один  представитель  простых карт. Отличается низким уровнем
шумов (есть  система шумоподавления) и достаточно высоким качес-
твом записи/воспроизведения. Интерфейс CD-ROM - SCSI или Sony.
 

        Yamaha OPL3-SAS

PnP-карта на микросхеме  Yamaha  YMF718 или YMF719. Совместима с
SB Pro и WSS, дуплексная. Вариант на YMF719  имеет звуковой про-
цессор 3DSound,  имитирующий эффект объемного звучания и регуля-
тор тембра по низким/высоким частотам. Есть  разъем для дочерней
платы,  расположенный  вертикально (возможно  подключение только
малогабаритных плат).  В  комплекте  - программный WT-синтезатор
Yamaha PS-YM-01/2  для  Windows 3.1/95. Вход микрофона, линейный
вход, линейный выход, выход на наушники.
 

        Turtle Beach Monte-Carlo (TB Monte-Carlo)

Одна из простых карт  семейства  TB. Звуковая часть выполнена на
микросхемах CS4231  и  OPTi82C928.  Полностью  совместима с WSS,
MIDI-интерфейс -  SBMIDI,  программно  эмулируется MPU-401. Есть
разъем для дочерней  платы. Интерфейсы CD-ROM - MultiCD (на поз-
дних моделях добавлен  IDE).  Разъемы - вход микрофона, линейный
вход, линейный и усиленный выходы, MIDI/Joystick. Комплект прог-
раммного обеспечения содержит программный эмулятор WT-синтезато-
ра V-Synth для Windows 3.1.

Заявленное отношение сигнал/шум - 80 дБ.
 

        Turtle Beach Tahiti (TB Tahiti)

Профессиональная звуковая  плата. Обладает одними из самых высо-
ких технических  характеристик по качеству  записи/воспроизведе-
ния. Встроенного синтезатора  нет,  ни с одним другим семейством
карт не совместима. Обмен  с картой идет не по DMA, как  во всех
остальных, а через окно в адресном  пространстве наподобие виде-
опамяти  (так называемая  Hurricane-архитектура).  Содержит  DSP
Motorola 56001,  при  помощи  которого сигнал может подвергаться
существенной обработке, однако программного обеспечения для это-
го практически нет.

Линейный вход, вспомогательный вход, линейный выход, стандартный
MIDI-интерфейс с переходником In-Out-Thru, совместим с  MPU-401.
Есть разъем для дочерней платы. В  сочетании со специализирован-
ной программой Quad  Studio,  карта позволяет сводить и проигры-
вать  до  четырех записанных по отдельности монодорожек даже  на
процессорах малой мощности.
 

        Turtle Beach Multisound Fiji (TB Fiji)

Профессиональная звуковая  плата, выпущенная на смену TB Tahiti.
Снижены   уровни   шума   и  искажений,  сохранена   архитектура
Hurricane, добавлен разъем для подключения дочерней  платы с ин-
терфейсом S/PDIF (ввод  и  вывод). Частота дискретизации - 4..48
кГц. 20-разрядные АЦП/ЦАП, 20-разрядный интерфейс с  программами
записи/воспроизведения. Содержит DSP Motorola 56002, однако, как
и в случае  с  Tahiti, не поддержанный программным обеспечением.
Имеет режимы ручной настройки и PnP, дуплексная.

Интерфейс EIDE, линейный вход, микрофонный вход, линейный выход,
разъем MIDI/Joystick. MIDI-интерфейс совместим  с  MPU-401, есть
разъем  для  дочерней MIDI-платы (два независимых MPU-401 -  для
дочерней платы и для внешнего интерфейса).

Заявленный уровень шума - 96 дБ.
 

                Комбинированные карты

        Sound Blaster AWE32 (SB AWE32)

AWE расшифровывается, как Advanced Wave Effects. Полностью вклю-
чает  в себя  SB  16 Pro. WT-синтезатор  построен  на базе  чипа
EMU8000 (32 голоса, 16-разрядные самплы с частотой дискретизации
до  45.4   кГц,   поголосовой   эффект-процессор  (reverb  и/или
chorus/delay) с  независимой регулировкой глубины по каждому го-
лосу, резонансный фильтр  в  каждом голосе с независимой регули-
ровкой частоты и добротности). Через эффект-процессор может так-
же пропускаться сигнал с FM-синтезатора. Есть  выход в стандарте
S/PDIF (выход идет с EMU8000, поэтому на нем есть только сигналы
WT- и  FM-синтезаторов).  Амплитуда сигнала на выходе нестандар-
тная - 5 В. На плате установлено ПЗУ объемом 1 Мб с самплами ин-
струментов набора GM и ОЗУ на 512 кб для загрузки дополнительных
наборов (банков). Есть также два разъема  под 30-контактные SIMM
(80 нс  и меньше) общим объемом до  32 Мб  (при установке 32  Мб
доступным остается 28); при использовании SIMM встроенные 512 кб
отключаются.

В дополнение к стандартной конфигурации, для EMU8000 используют-
ся адреса, увеличенные на  400,  800 и C00 относительно базового
адреса порта.

Поддержка MIDI - программная,  есть  драйвера для DOS и Windows.
Драйвер поддерживает  контроллеры  GS (91/93), в наборе стандар-
тных программ есть основные банки для GS и MT-32. Поддерживается
системой OS/2.

PnP-вариант отличается тем, что в  качестве  основы  имеет SB 16
PnP и содержит микросхему объемного звучания (3DSound), порт ко-
торой расположен по адресу 100.
 

        Sound Blaster AWE32 Value Edition (SB AWE32 VE)

Удешевленный вариант.  Нет  разъема для дочерней платы, разъемов
для SIMM, нет  ASP (может устанавливаться), в комплекте нет мик-
рофона и CakeWalk. Интерфейс CD-ROM - IDE.
 

        Sound Blaster 32 (SB 32)

Промежуточный вариант между полной AWE32 и AWE32 VE. Убрана под-
держка ASP, взамен  введены  разъемы под SIMM, убрано встроенное
ОЗУ на 512 кб. FM-синтезатор отключен от EMU8000 - обработка его
сигнала эффект-процессором  невозможна, как и получение в цифро-
вом виде с выхода S/PDIF. Без SIMM WT-синтезатор работает только
с инструментами из ПЗУ.

Ранние варианты собирались  на  чипе Vibra16 и соответственно не
имели регуляторов тембра; с осени 1995 выпускается на том же на-
боре чипов, что и новые AWE32. С конца 1996 года  выпускается на
основе разработанной для AWE64  микросхемы  CT8903, объединяющей
основной процессор  (DSP)  карты,  синтезатор EMU8000, и систему
объемного звучания E-mu 3D, и не имеет выхода S/PDIF.

PnP-вариант отличается тем же, что и AWE32 PnP от AWE32.

Модели SB 32 PnP, имеющие микросхему  CT8903, полностью програм-
мно совместимы с AWE 64 PnP, за исключением внутренного PnP-кода
модели.

В моделях SB 32 PnP CT-3600 и CT-3620 имеется ошибка  в реализа-
ции интерфейса MPU-401:  при  работе цифрового канала карты (за-
пись или  воспроизведение)  внешний  MIDI-выход с периодичностью
2-7 секунд  повторяет последний выведенный через интерфейс байт,
что может привести к неправильной работе MIDI-устройств, подклю-
ченных через этот интерфейс.
 

        Sound Blaster AWE64 (AWE64)

Модель разработана  взамен  снятой  с производства полной версии
AWE32 IDE.  Синтезатор  EMU8000  объединен  в  одной  микросхеме
(CT8903) с основным процессором карты и  снабжен системой созда-
ния эффекта трехмерного  звука  (E-mu 3D). Несколько снижен уро-
вень шума. Убраны ASP, выход S/PDIF и разъем для дочерней платы.
Содержит ту же прошивку ПЗУ,  что  и AWE32, и встроенные 512  кб
ОЗУ. Для расширения памяти используются специальные модули, все-
го может устанавливаться до 28 Мб. CD-интерфейс - IDE.

В комплект входит программный WT-синтезатор WaveSynth/WaveGuide,
частично использующий технологию физического моделирования акус-
тических инструментов,  благодаря которой струнные и духовые ин-
струменты звучат  более  естественно. Синтезатор выполнен в виде
драйвера для  Windows 3.1 и Windows 95, и  создает в системе до-
полнительное MIDI-устройство  с полифонией в 32 голоса (возможно
наложение  реверберации),  используя  для вывода звука  цифровой
тракт  карты.  Когда  используется WaveSynth/WG, цифровой  тракт
полностью занят выводом звука и  не  может  быть использован для
других целей.  Для нормальной работы WaveSynth/WG требуется про-
цессор P5-90. WS/WG не  использует  особенностей AWE64 - для его
работы достаточно  любой 16-разрядной карты, однако драйвер нас-
троен на работу только с AWE64.

Название карты и заявление о 64-голосой полифонии происходят ис-
ключительно от наличия в комплекте WaveSynth/WG  - никакой аппа-
ратной поддержки дополнительных 32 голосов карта не имеет.

Карта снабжена  богатым  набором программного обеспечения на CD:
интернет-телефон WebPhone, проигрыватель звуковых файлов формата
MPEG-3, аранжировщик Voyetra MIDI Orchestrator и полный комплект
программ от AWE32. В поставку также входит микрофон.
 

        Sound Blaster AWE64 Value (AWE64 Value)

Новое название для AWE64 для исключения путаницы с AWE64 Gold.
 

        Sound Blaster AWE64 Gold (AWE64 Gold)

Более профессиональный  вариант  AWE64. Линейный выход сделан на
золоченых разъемах RCA, добавлен выход S/PDIF с выведенным нару-
жу разъемом.  Убраны  выход  на  наушники  и CD-интерфейс. Объем
встроенной памяти - 4 Мб, расширяется модулями до 28 Мб.
 
 

Для всех выпускаемых в настоящее время моделей AWE32 и SB 32 за-
явлено  отношение  сигнал/шум 75 дБ, кроме модели AWE32  CT3900,
для которой заявлено 80 дБ.
 

        Gravis Ultrasound (GUS, GUS Classic)

Представляет собой "чистый" WT-синтезатор  (нет  встроенного FM-
синтеза, несовместим ни с каким другим  семейством карт). Собран
на чипе ICS GF1. Число голосов - от 14 до  32  при частотах дис-
кретизации от 44.1 кГц до 19.2 кГц соответственно. Цифровое вос-
произведение - 16-разрядное стерео на частотах до 44.1 кГц, циф-
ровая запись -  8-разрядное стерео на этих же частотах (возможна
16-разрядная  запись  при  помощи  дополнительной  платы).   Эф-
фект-процессора  нет.  Аппаратно поддерживается  дуплекс, однако
стандартное программное обеспечение его не реализует.

Отдельного  цифрового  канала на воспроизведение не имеет -  для
проигрывания оцифрованного звука используются каналы синтезатора
с одновременной подгрузкой оцифровки  в  его ОЗУ. На других кар-
тах, благодаря наличию отдельного цифрового канала, эта техноло-
гия распространения не получила.

Имеет микрофонный и линейный входы, линейный и усиленный выходы,
разъем MIDI/Joystick.

Поставляется с 256 кб ОЗУ, расширяем  до  1  Мб  (DIP-микросхемы
44256 структуры  512k*4),  ПЗУ  нет. Пpогpаммной обеспечение ис-
пользует технологию "patch  cache" - самплы хранятся на диске, а
перед проигрыванием нужный набор загружается в ОЗУ. Полный объем
файлов инструментов GM  - 5.6 Мб. Для экономии памяти предусмот-
рен режим интерполяции, когда 16-разрядные самплы  сворачиваются
в памяти до 8-разрядных с небольшой потерей в качестве.

Обработка MIDI - программная,  есть  драйвера для DOS и Windows.
Поддерживается ОС Linux. OS/2 не поддерживается, однако есть не-
официальный драйвер, реализующий часть возможностей карты.

Предусмотрена программная эмуляция GM, SB  и  FM,  однако ее ис-
пользование ограничено  из-за  конфликтов  программ  под DOS. На
практике большинство игр  все  же либо работают через эмуляторы,
либо самостоятельно поддерживают карту.
 

        Gravis Ultrasound MAX (GUS MAX)

Улучшенный  вариант   GUS.  Поддерживает  запись/воспроизведение
16-разрядного стереозвука  с  частотой  дискретизации  до 48 кГц
(микросхема CS4231). Поставляется с 512 кб  ОЗУ (одна микросхема
SOJ структуры 256k*16), расширяется до 1 Мб установкой еще одной
микросхемы.  Добавлен  MultiCD-интерфейс.  Дуплексная.  Частично
совместима с  WSS  (микросхема CS4231 настроена на нестандартные
адреса портов).
 

        Gravis Ultrasound Extreme (GUS Extreme)

Вариант  обычного  GUS, где цифровой канал сделан на  микросхеме
ESS1688, а WT-синтезатор - на GF1. Как результат  - полная аппа-
ратная совместимость с обычным  GUS  в части WT-синтезатора, и с
системой ESS1688 - в части цифрового  канала. ОЗУ - 1 Мб из двух
микросхем SOJ по 512 кб. EIDE-интерфейс. Дуплекная.

Линейный вход, вход микрофона, линейный выход.
 

        Gravis Ultrasound Plug And Play (GUS PnP)

Качественно новая версия GUS. Синтезатор - AMD InterWave. 32 го-
лоса,  до 48  кГц.  Имеет встроенное 1  Мб  ПЗУ с  инструментами
General MIDI и шестью наборами ударных стандарта GS. Может уста-
навливаться ОЗУ (30-контактные  SIMM,  до 8 Мб). Поканальный эф-
фект-процессор: эффекты  (reverb,  chorus,  flanger, echo, fade)
доступны после установки ОЗУ. Дуплексная. При  наличии ОЗУ аппа-
ратно совместима с прежними версиями GUS.

Для инструментов введен новый формат -  FFF (набор инструментов,
который может состоять из нескольких MIDI-банков).

Микрофонный и линейный входы, линейный выход. Интерфейс CD-ROM -
IDE.

Заявленное отношение сигнал/шум - 80 дБ.
 

        Gravis Ultrasound Plug And Play Pro (GUS PnP Pro)

Версия GUS PnP со встроенным  ОЗУ  на 512 кб. В комплект  входит
микрофон.
 

        Turtle Beach Troрez (TB Troрez)

Частота дискретизации цифрового  канала  - 48 кГц. Синтезаторы -
OPL3, ICS WaveFront (практически полностью включает в себя аппа-
ратуру Maui).  Объем ПЗУ с инструментами GM -  2 Мб. Может уста-
навливаться ОЗУ объемом до 12 Мб (30-контактные SIMM, 3 разъема,
70 нс или меньше), поддерживается SampleStore. Эффект-процессора
нет. Интерфейс CD-ROM  - IDE. Аппаратно совместим с MPU-401 (мо-
жет работать в  режиме GM без программной поддержки); для работы
по MIDI-интерфейсу имеет второй совместимый с MPU-401 порт.
 

         Turtle Beach TBS-2000

Упрощенный вариант TB Tropez. Нет возможности установки ОЗУ, нет
второго порта MPU-401. Дуплексная.
 

         Turtle Beach Tropez Plus (TB Tropez Plus)

(Serge Britoff) Частота дискретизации от 4 до 48 кГц. Синтезато-
ры - OPL3 (20 независимых стереоголосов) и ICS WaveFront (32 го-
лоса на частоте 33.075 кГц или  24 голоса на частоте 44.1 кГц ).
ПЗУ с инструментами GM - 4 Mб. Sample Store (любой GM инструмент
можно заменить на WAV при наличии ОЗУ), ОЗУ до 12 Mб (30-контак-
тные SIMM с  временем  доступа  не более 70 нс,  3  разъема  Эф-
фект-процессор - Yamaha  (в Tropez Plus Control Panel можно выс-
тавить один из 8 видов  реверберации,  один из 8 видов хоруса  и
один из 39 видов других эффектов одновременно, а затем регулиро-
вать глубину каждого из 3-х  выбранных  эффектов  независимо  от
других, недостаток  -  эффекты  устанавливаются для всех каналов
сразу). Интерфейс CD-ROM -  E-IDE.  Имеет два MPU-401 MIDI порта
(внешний - для джойстиков, MIDI - клавиатур и  т.д. и внутренний
для wave-table карт и т.д.). Отношение S/N -89дБ. Два линейных и
один микрофонных вход,  один линейный выход. Карта PnP - совмес-
тимая, с  ней идут драйвера под WIN/WIN 95.  Совместима с SB без
драйверов. Дуплексная.

От автора: в действительности уровень шума карты, особенно с вы-
хода эффект-процессора после  синтезатора, значительно превышает
заявленный  в документации.  Приближенные  измерения  показывают
уровень  в  -50..-60  дБ при записи  и  еще  больший  - с выхода
синтезатора.
 

        Turtle Beach Multisound Monterey (TB Monterey)

Объединенные на одной плате TB Tahiti и TB Rio. Заявленное отно-
шение сигнал/шум - 95 дБ, коэффициент гармоник - 0.02%.
 

        Turtle Beach Multisound Pinnacle (TB Pinnacle)

Представляет собой  TB  Fiji,  дополненную синтезатором Kurzweil
MA-1 -  32 голоса, 44.1 кГц, объем  ПЗУ -  2 Мб (сжатый  методом
Kurzweil набор GM из 4 Мб). Схема синтеза  допускает сложную мо-
дуляцию параметров звука (запуск, амплитуда, частота, срез/резо-
нанс фильтра) от  различных  источников (номер ноты, сила удара,
огибающие, LFO, количество активных голосов в  канале и синтеза-
торе и т.п., а также различные функции от этих источников).

Предусмотрена установка до 48 Мб ОЗУ (два разъема под 72-контак-
тные SIMM,  FPM,  60 нс) поддерживается SampleStore. Эффект-про-
цессор с 24-разрядной обработкой (reverb, chorus), типы эффектов
общие для всех каналов. Возможна прямая  передача цифрового сиг-
нала с выхода  синтезатора  в компьютер. Дуплексная, PnP. Несов-
местима с другими моделями.

Заявленное отношение сигнал/шум - 96 дБ.
 

        Aztech WaveRider 32+

Синтезатор - ICS WaveFront (24/32 голоса). Встроенный набор GM в
ПЗУ (2 Мб). Программный MIDI-интерпретатор. Аппаратно совместима
с WSS. MultiCD-интерфейс.
 

        Aztech WaveRider 32+ 3D

Синтезатор - ICS WaveFront (24/32 голоса). Встроенный набор GM в
ПЗУ (1 Мб). Аппаратный MIDI-интерпретатор. Аппаратно  совместима
с WSS. EIDE-интерфейс.
 

        Orchid SoundWave 32 (SWave32)

Синтезатор - микропрограммный на ADSP-2115. Встроенный набор - 2
Мб (с компрессией, в ПЗУ объемом 1 Мб): GM, MT-32.  Совместима с
WSS. Интерфейсы - Sony, Mitsumi. Входы - микрофон, линейный, вы-
ходы - линейный, усиленный.
 

        Roland RAP-10

128 инструментов  GM,  6  наборов ударных. Нет GS-совместимости.
Эффекты - reverb, chorus. Содержит два 16-разрядных канала запи-
си/воспроизведения (один стереоканал).
 

        Ensoniq Soundscape

Синтезатор - Ensoniq OTTO. 32 голоса, 16 каналов, частота - 44.1
кГц, резонансные фильтры для каждого голоса. General MIDI, объем
ПЗУ - 1 Мб (сжатый формат). Интерфейс с  синтезатором - MPU-401,
загружаемая ОС для бортового процессора (Motorola 68EC000). Эму-
лируется совместимый  с  OPL3  FM-синтез. Эффект-процессора нет.
Звуковой тракт выполнен на микросхеме AD1848 (совместим с WSS).
 

        Ensoniq Soundscape Elite

Развитие Soundscape - увеличен объем ПЗУ (2 Мб), добавлены новые
инструменты (набор GS, 7 наборов ударных)  и программируемый эф-
фект-процессор   (reverb,   chorus,  echo,   delay,  distortion,
stereo).

Заявленное отношение сигнал/шум - 83 дБ.
 

        Ensoniq Soundscape VIVO90

Переработанная версия Soundscape. Тот же набор  GM с добавлением
6 наборов ударных.  Дуплексная,  PnP. Звуковой тракт выполнен на
AD1845 (WSS).

Заявленное отношение сигнал/шум - 90 дБ.
 

        AVM APEX

Звуковой канал выполнен на AD1816 (16 разрядов, до  55 кГц, сов-
местим с SB Pro и WSS). Синтезатор - Kurzweil MA-1 (тот же вари-
ант, что и в Pinnacle), набор GM в ПЗУ объемом 2 Мб, два разъема
для 72-контактных SIMM (до 64 Мб RAM/ROM/EEPROM). Эффект-процес-
сор (reverb  - 9 типов,  chorus - 8 типов). Возможно подключение
дочерней  платы  интерфейса  S/PDIF. PnP, дуплексная.  MIDI-порт
совместим с MPU-401.

Входы Line/Mic и CD/Aux, линейные выходы  с AD1816 (16-разрядный
ЦАП) и MA-1 (20-разрядный ЦАП), разъем Joystick/MIDI.

Заявленное отношение сигнал/шум: для AD1816 - 89 дБ,  для MA-1 -
98 дБ. 
 

 

 
Используются технологии uCoz